«Кукурузник» По-2 (в «девичестве» У-2) — пожалуй, первый хит советского авиапрома. За 1928…1954 гг. детище великого Поликарпова растиражировано почти в 33 тысячах экземпляров и огромном количестве модификаций. Разумеется, он стал основой для кучи экспериментальных самолётов, а самую необычную переделку предложил Михаил Александрович Кузаков.
Авиастроительный дебют Кузакова пришёлся на не очень подходящее место — рабочий посёлок Черногорские копи (ныне город Черногорск). Там планерист-инструктор первого в Хакасии аэроклуба в 1935 г. построил необычный «полубесхвостый» планёр МАК-8. Пять лет спустя, уже перебравшись в Московский Авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (МАИ), Кузаков предложил конструкцию «сверхлёгкого планёра первоначального обучения с ромбовидным крылом в плане» – по описанию очень похоже на «парусник» Платца, но чертежей мне найти не удалось.
К идее пространственного крыла Михаил Александрович вернулся после войны — уже на базе самолёта. Более того, самолёта давно летающего и даже архаичного. На По-2Т Кузакова от поликарповской машины предполагалось полностью сохранить фюзеляж, зато несущая система стала очень необычной. Переднее (оно же верхнее) крыло монтировалось на стойках над фюзеляжем между кабиной и двигателем. Треть размаха занимал прямоугольный центроплан, к коему крепились отогнутые вниз консоли довольно большой стреловидности. Заднее крыло стыковалось к фюзеляжу сверху перед килем. Оно не имело выраженного центроплана, будучи целиком обратной стреловидности и с положительным поперечным «V». Таким образом, в районе законцовок передняя кромка заднего крыла сходилось с задней кромкой переднего; их соединяли небольшие вертикальные поверхности. Киль остался прежним, а стабилизатору на этом празднике жизни места уже не нашлось.
Масса По-2Т по расчётам получалась меньше, нежели у «исходника». Это и есть «изюминка» «соединённого крыла» (joined wing) – две несущих поверхности играют друг для друга роль подкосов, делая конструкцию лёгкой и очень жёсткой. Кузаков на десятилетия опередил уровень мирового авиастроения: в США такой схемой занялись только в 70-х, сейчас она модная и перспективная. Несколько лет назад выполненный по ней огромный беспилотник WZ-7 «Парящий дракон» пошёл в серию и встал на вооружение Народно-освободительной армии Китая. А По-2Т так и остался мечтой – в августе 1951 г. его модель испытали в аэродинамической трубе МАИ Т-1, получили вполне обнадёживающие результаты, да тем всё и кончилось.
Автор: Иван Конюхов
Источник: Макаров Ю. В. Летательные аппараты МАИ. М.: МАИ. 1994