- Как заниматься развитием ребёнка летом?
- Что нового и интересного вместе с ним важно узнать?
- В какие игры лучше играть?
Ответы на эти и другие подобные вопросы интересуют практически все семьи наших воспитанников.
Каждый педагог в той или иной степени нацеливает родителей на решение проблем, связанных с развитием и оздоровлением детей. Именно педагоги, изучив особенности каждого ребёнка, могут оказать максимальную помощь: подобрать интересную информацию, определить полезные занятия, дать ценные рекомендации.
Эффективность совместной работы заметно повысилась в связи с реализацией в нашем детском саду инновационного проекта «Внедрение модели формирования эффективного родительства как условие социального благополучия воспитанников детского сада». Педагогический коллектив существенно пополнил опыт работы с родителями, расширил его рамки.
Предлагаем вниманию коллег несколько наиболее эффективных и интересных форм взаимодействия с семьями, которые уже положительно зарекомендовали себя на практике.
Сундук «Секреты воспитания»
Закрытый сундук всегда привлекает внимание. В этот сундук складываются вопросы, предложения, советы от родителей и педагогов по разнообразным аспектам воспитания, обучения и развития детей. Раскрыв его, можно увидеть и узнать обсуждаемую и интересующую в данный период тему. С целью поддержания постоянного интереса к этой форме работы необходимо регулярно обновлять содержимое «сундука», его тематику. Например, «Как правильно закалять ребёнка?», «Безопасность детей летом».
Мини-собрания
В процессе организации работы с сундуком «Секреты воспитания» или портфелем-эстафетой такие встречи весьма полезны. Они способствуют раскрепощению участников, более открытой и доверительной передаче ими опыта семейного воспитания. На мини-собрания приглашаются члены семей, желающие получить дополнительные разъяснения по определённому вопросу, который уже обсуждался и вызвал наибольший интерес у родителей.
Семейный вернисаж «А у нас так...»
Как правило, родители и дети активно откликаются на предложение подготовить и провести презентацию своей семьи. Оформить вернисаж они могут, в частности, в виде индивидуальных пластиковых карманов на детских шкафчиках. Представляя тематический фоторепортаж, взрослые демонстрируют любимые занятия и игры детей, их участие в работе на дачном участке, в туристической поездке, представляют свои увлечения, семейные традиции.
Давая семье задание поделиться опытом через вернисаж, важно помнить, что цель состоит не столько в том, чтобы заинтересовать других родителей обилием фотографий, сколько донести до них значимость и содержание того или иного вопроса.
«Кричалки-просилки»
К содержанию объявлений важно подходить творчески, повышая интерес взрослых к полученной информации, настраивая их на положительное взаимодействие. К примеру, объявление может быть следующим:
Мамулечка, папулечка! Наши ручки хотят быть крепкими, сильными и умелыми. Мы очень любим лепить, но пока это плохо у нас получается. Полепите с нами дома колобки и колбаски (в ладонях, не на доске). Без вашей помощи мы не справимся!
Ваши дочки и сыночки.
Выставляя подобные объявления с лёгким юмором, видим, как они снимают напряжение, вызывают положительную ответную реакцию, укрепляют детско-родительские отношения, располагают к выполнению просьбы.
Коллективный журнал
Такая форма работы направлена на повышение педагогической грамотности родителей, формирование и укрепление их сотрудничества с педагогами. В журнале ведётся рубрика, в которой родители делятся положительным опытом, высказывают свою точку зрения по разнообразным аспектам работы детского сада в летний период.
На страницах журнала могут рассматриваться следующие вопросы:
- «Как организовать семейный поход с ребёнком дошкольного возраста?»;
- «Стоит ли брать ребёнка на отдых за границей?».
Более эффективному вовлечению родителей в образовательный процесс способствуют игровые тренинги, дни совместного творчества детей и их родителей, интерактивные родительские собрания.
Игровые тренинги помогают выбрать более удачные формы общения с ребёнком, заменить нежелательные моменты конструктивными.
Проведение дней совместного творчества детей и их родителей одновременно и восполняет недостаток родительского внимания, и помогает снять давление их авторитета, позволяя ребёнку полнее выразить себя, ощутить свою значимость.
В ходе интерактивного родительского собрания пассивные слушатели становятся активными и заинтересованными участниками обсуждения конкретного вопроса, получают массу полезной и нужной информации. Постепенно формируется дружный родительский коллектив.
В рамках проведения в детском саду совместных с родителями трудовых десантов, дней добрых дел у воспитанников на примере взрослых формируются положительное отношение к труду, желание трудиться, убеждение в том, что это необходимо.
В системе работы педагога с родителями воспитанников у нас активно используются информационные технологии. Они позволяют не только расширять воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлекать всё большее количество матерей и отцов к участию в образовательном процессе.
Вопросы воспитания ребёнка, развития навыков конструктивного взаимодействия с ним в детских садах можно решать успешнее, создав консультационный пункт для родителей.
Интернет-консультации заметно повышают активность взрослых, благодаря сетевому взаимодействию, с ними легче установить обратную связь, появляется дополнительная возможность выяснить характер родительских проблем, понять уровень удовлетворённости взрослых деятельностью детского сада.
Появляется прекрасная возможность всесторонне обсудить перспективы дальнейшего развития. Консультантами выступают не только педагоги, но и родители-профессионалы в той или иной сфере деятельности: врачи, юристы, работники сферы культуры...
Целесообразно иметь специальную рассылку, которая помогает родителям быть в курсе всех наших мероприятий, которые происходят в детском саду и за его пределами. Для этого педагоги создают банк электронных адресов, регулярно и заранее (например, раз в две недели) сообщают членам семьи о каком-то событии или достижении их ребёнка.
Так воплощается в жизнь основной девиз: «Всё, что мы узнали сами, расскажем родителям!». Как подтверждает практика, когда родители больше знают, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к работе детского сада существенно повышается.
Конечно же, мы стремимся своевременно обновлять и пополнять сайт нашего ДУ, где любой желающий получает возможность познакомиться с его традициями, особенностями образовательного процесса, узнать последние новости, словом, быть в курсе всех событий, происходящих в детском саду.
В заключение отметим, что использование перечисленных форм работы позволило сформировать в детском саду систему творческого взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи.