Найти тему
Вперёд в прошлое!

"Великий век" (сценарий). Седьмая серия

Зачем всё это:

Предыдущая серия:

18 августа 1503 года. Апартаменты Борджиа, Рим, Папская область.

Чезаре Борджиа, крепкий мужчина под 30 лет с лицом неестественно фиолетового цвета, сидит полусогнутым на кровати. Его рвёт. Рядом почтительно склонился слуга.

Чезаре (с усилием): Как понтифик?

Слуга (деловито): Отходит.

Чезаре (рычит с подвыванием): Микелетто сюда! Срочно! (корчась от боли) Неужели этот старый осёл умудрился отравить нас нашим же ядом? Да, жестоко шутит фортуна!

Появляется Микелетто Корелья.

Чезаре: Ступай во дворец. Возьмите там сокровищницу отца и перенесите в Замок Святого Ангела.

Микелетто: Где ключи от сокровищницы?

Чезаре: У кардинала Казановы. Отец ему больше всех доверял. Помнишь его? (Микелетто кивает)

Микелетто: А если не отдадут?

Чезаре: Делай там что хочешь, хоть на куски всех режь, но всё, что найдёшь ценного вплоть до последней медной монеты должно быть в Замке Святого Ангела. Понял? Быстрей давай, пока эти скоты не растащили всё! (слуге) Одеваться! Найди людей, и срочно несите меня в Замок Святого Ангела! Ты меня понял?! Даже если я по дороге сдохну, вы меня должны туда донести!

Предполагаемый портрет Чезаре Борджиа кисти Альтобелло Мелоне (изображение из открытых источников)
Предполагаемый портрет Чезаре Борджиа кисти Альтобелло Мелоне (изображение из открытых источников)

Апостольский дворец, Рим, Папская область.

В приёмной зале стоят небольшими группами служки и священнослужители, что-то эмоционально обсуждая в полголоса. Во дворец входит группа браво (итальянские наёмные убийцы) во главе с Микелетто Корелья. Находящиеся во дворце в ужасе замирают. Микелетто внимательно осматривает залу и под его пристальным взглядом присутствующие в зале съёживаются.

Микелетто (сквозь зубы): Закрыть все двери, чтобы ни одна крыса не сбежала.

Браво растекаются по дворцу, вальяжно располагаясь у дверей.

Микелетто (небрежным жестом указывая на кардинала Казанову): Этот!

Один из браво, доставая кинжал, направляется к осевшему кардиналу, от которого мигом отодвигаются остальные присутствующие.

Браво (угрожающе): Где ключи от сокровищницы?

Перепуганный кардинал отрицательно мотает головой.

Браво: Ты умеешь летать аки птаха Божья? (хватает кардинала за грудки, поднося нож к его лицу) Сейчас я выпотрошу твою тушку и выкину её в окно...

Кардинал дрожащими руками достаёт из потайного кармана ключ. Браво выхватывает его из рук Казановы, показывая Микелетто.

Микелетто: За мной! (с несколькими браво направляется в сокровищницу)

В это время в другой комнате папа Александр VI лежит в постели, прерывисто дыша. Комната совершенно пуста. Периодически он закрывает глаза, и комната наполняется людьми с неестественно бледными лицами. В основном мужчины, но есть и женщины. На одних из них язвы от отравления, другие в крови с зияющими ранами, у третьих следы пыток – неестественно вывернуты суставы. Когда папа в очередной раз закрывает глаза, среди других покойников перед ним склоняется в поклоне юный Перотто Кальдерон. В груди его окровавленная рана, а сам он мокрый – с одежды и лица стекает вода, а кое-где на нём висит тина.

Кальдерон (почтительно): Пора, ваше святейшество!

Папа (с придыханием): Ты? Ты был влюблён в мою дочь...

Кальдерон (так же почтительно): За что ваш сын и приказал меня убить и сбросить в Тибр.

Папа (обеспокоено): Лукреция?

Кальдерон (успокаивающе): Ей ничего не угрожает. Она замужем за надёжным человеком, который сумеет её защитить от ваших врагов. Но не от злых языков и позора рода Борджиа (на бледном лице Кальдерона появляется злая усмешка).

Папа продолжает открывать и закрывать глаза, и когда он их закрывает, покойники находятся всё ближе от него. Папа полушёпотом на выдохе: «Господи, неужто ты есть!» Это его последний выдох, он замирает.

Голос за кадром: Так ушёл из жизни первый из титанов минувшего века, чья чёрная слава переживёт его на долгие столетия. Но на смену титанам прошлого на политической сцене торопятся появиться новые герои – герои Великого века.

Портрет папы Александра VI, приписываемый Педро Берругете (изображение из открытых источников)
Портрет папы Александра VI, приписываемый Педро Берругете (изображение из открытых источников)

1 сентября 1503 года. Лиссабон, Королевство Португалия.

На пирсе два молодых моряка вглядываются в океан. Рядом, сидя на бочке, пожилой моряк возится с сетью.

Первый моряк: Каравеллы...

Второй моряк: Да нет, показалось.

Первый моряк: Точно говорю тебе каравеллы. Две, три...

Второй моряк: Откуда им взяться то. Хотя... и правда каравеллы!

Первый моряк: Я же говорю! Пять, шесть... Так много! Неужто Албукерки возвращается? Он отплыл только в мае. Что у них могло случиться, что они вернулись так рано да ещё все разом?

Пожилой моряк (хриплым голосом): Это не Албукерки. Албукерки сейчас только Африку огибает. Это да Гама возвращается.

Первый и второй моряки: Да Гама??!

Пожилой моряк: Бегите к коменданту порта и заработаете по бокалу вина. Король будет рад известию.

Портрет Васко да Гамы кисти Грегориу Лопеша (изображение из открытых источников)
Портрет Васко да Гамы кисти Грегориу Лопеша (изображение из открытых источников)

Замок Святого Георгия, Лиссабон, Королевство Португалия.

В тронном зале на троне восседает король Мануэл I Счастливый, степенный мужчина 34 лет. Рядом королева Мария Арагонская, очаровательная девушка 21 года. По периметру зала стоит множество придворных. В зал входит адмирал Васко да Гама, невысокий плотный мужчина 33 лет с суровым злым лицом.

Мануэл: Рад приветствовать тебя, славный адмирал! Казначеи ещё ведут подсчёты привезённых тобой товаров, но уже ясно, что ты опять сумел превзойти все наши ожидания!

Да Гама: Счастлив служить вашему величеству! На этот раз отправленных со мной сил было достаточно, чтобы показать маврам и индейцам всю мощь вашей королевской власти! Калькутту, где язычники сожгли факторию, основанную достопочтенным Кабралом, я превратил в руины, а её жителям отправил в дар две лодки. На одной, которую мы подожгли, их соплеменники с захваченных мною кораблей, а на другой - отрубленные у этих пленников уши и руки. Что до мавров, то их корабли я сжигал вместе с пассажирами, не зная жалости ни к самим неверным, ни к их женщинам и детям. Тех же, кто пытался спастись в морских волнах, наши матросы добивали гарпунами. Надеюсь, этот урок они запомнят надолго!

Мануэл (смеётся): Ты умеешь убеждать!

Да Гама (с поклоном): Если ваше величество позволит мне, я бы просил учредить в Индии вице-королевство и отправить туда войска, чтобы держать неверных в повиновении. И тогда торговля с Индией сделает вас богатейшим из государей Европы!

Мануэл: Я всегда рад дельному совету от величайшего из адмиралов Португалии. Твои предложения мы обсудим за обедом, который я даю в твою честь!

Да Гама откланивается.

Мария (мужу вполголоса): Адмирал явно рассчитывает занять этот новый пост.

Мануэл (так же вполголоса): И он его не получит. Да Гама слишком честолюбив и столь высокий пост сделает его опасным для престола.

Портрет Мануэла I Счастливого кисти Гарсии Фернандеша (изображение из открытых источников)
Портрет Мануэла I Счастливого кисти Гарсии Фернандеша (изображение из открытых источников)

Сентябрь 1503 года. Замок Хайльсберг, Вармия, Королевство Польское.

По коридорам замка бежит служанка с криками: "Ваше святейшество! Ваше святейшество!" Служанка вбегает в кабинет, где за рабочим столом сидит погружённый в бумаги епископ, плотный мужчина 55 лет.

Служанка (запыхавшись): Ваше святейшество!

Епископ (возмущённо): Что? Что ты орёшь, как будто пожар?

Служанка: Ваше святейшество, Никола... Никола вернулся!

Епископ (не менее возмущённо): Так что ж ты молчишь! (вскакивая) Где он? Пойдём скорее!

В приёмной зале дворца, осматриваясь, прогуливается мужчина 30 лет. Епископ входит в приёмную, всплескивает руками и кидается к гостю.

Епископ: Никола! Никола, мой мальчик! Наконец-то ты приехал! Господи сподобил! (крестится) Не чаял уже и увидится! Но что так задержало тебя в Италии?

Гость: Я тоже очень рад вас видеть в добром здравии, дядюшка! Как всегда, как всегда! Тяга к науке. Вы не представляете, дядюшка, какие там библиотеки! У меня появилась одна интереснейшая идея по поводу устройства нашего мира...

Епископ: Узнаю своего непоседливого племянника! Вот ты уже и дорос до того, чтобы перестраивать Божий мир! Жаль мать твоя, моя покойная сестра, не дожила до этого дня! Тебя можно поздравить?

Гость: О да! Я сдал экзамены и теперь перед тобой доктор канонического права!

Епископ: Молодец! Я так горжусь тобой! (со слезами на глазах обнимает гостя)

Гость: Спасибо, дядюшка! Ты заменил мне и отца, и мать. Без тебя, без твоей помощи я бы так и не получил образования.

Епископ: Это уж точно! У твоего отца на уме были только деньги! И что уж такого Барбара в нём нашла. Но вас, своих детей, он любил. А когда его и моей сестры не стало, я не мог вас оставить сиротами.

Гость (с чувством): Спасибо, дядюшка!

Епископ: Я уже добился для тебя должности канонника. Будешь при мне секретарём. Это даст тебе стабильный доход и достаточно свободного времени, чтобы заняться изучением устройства мира.

Гость: И твоим здоровьем, дядюшка. Пора на практике применить университетские познания в медицине...

Епископ: Ах оставь, я здоров как медведь. Но что же я держу тебя в приёмной. Пойдём, пойдём скорее...

Гость (озабоченно): Я слыхал, король Ян умер, и сейм избрал новым королём его брата Александра - великого князя Литовского...

Епископ (ведя гостя за собой): Да, упокой Господи его душу!

Гость: Ты был в большом почёте у короля Яна, он часто советовался с тобой...

Епископ (беззаботно): О, за это не переживай. Король Александр нуждается в опытных советчиках ничуть не меньше, так что моя роль при королевском дворе совершенно не изменилась. Короли приходят и уходят, а епископ Лукаш Ватценроде нужен всегда. Дай Бог, однажды, и ты займёшь моё место. А что? Никола Коперник, епископ Варминский - звучит! Я же начинал как ты. Степень доктора права в Болонском университете, потом служил канонником... (служанке) Ханна, подготовь Николе комнату поближе к моему рабочему кабинету.

Портрет Николая Коперника работы неизвестного автора (изображение из открытых источников)
Портрет Николая Коперника работы неизвестного автора (изображение из открытых источников)

5 октября 1503 года. Апостольский дворец, Рим, Папская область.

В одной из комнат дворца Жорж д’Амбуаз беседует с кардиналом Джулиано делла Ровере, ещё бодрым седым старичком с густой окладистой бородой.

Д’Амбуаз: Как вы понимаете, дорогой друг, избрание Тодескини было лишь временной мерой. Нам крупно повезло, что младший Борджиа чуть не отдал Богу душу, а его испанская родня металась как стадо баранов. Но теперь, когда их величество король Людовик терпит одно поражение за другим, у него нет возможности и дальше держать французские войска в Риме. Увы, моя кандидатура на папский престол при таком раскладе не имеет ни малейшего шанса.

Джулиано: Означает ли это, мой друг, что на вашу поддержку могу рассчитывать я?

Д’Амбуаз: Боюсь, в текущих условиях поддержка Франции окажет вам дурную услугу…

Джулиано: Но зачем кому-то знать об этом? Я итальянец, уроженец Генуэзской республики…

Д’Амбуаз: И личный враг Борджиа!

Джулиано: Был. До тех пор, пока не поддержал на конклаве нынешнего папу. Теперь же Чезаре уверен, что я первый враг французов. Я встречался с ним и заверил, что оставлю за ним пост главнокомандующего папской армии.

Д’Амбуаз (смеётся): Ааааа, да вам, мой друг, дай одну ногу – вы возьмёте все четыре! Ну, раз так, тогда ваша кандидатура будет лучшим исходом для Франции, когда Тодескини покинет этот мир. (заговорщицки) А я надеюсь, он не заставит нас ждать. (торжественным голосом) За нового понтифика!

Джулиано: За папу Юлия II! Мне уже поздно кардинально менять имя…

Портрет Жоржа д’Амбуаза кисти Шарля Шасла (изображение из открытых источников)
Портрет Жоржа д’Амбуаза кисти Шарля Шасла (изображение из открытых источников)

Октябрь 1503 года. Хальмстад, Датское королевство.

В видимости города останавливается богатая повозка на полозьях в окружении шведских воинов. Шведы держатся за рукояти мечей. Со стороны города к повозке приближаются всадники. Стен Стуре спешивается и открывает дверь повозки, в которой сидит Кристина Саксонская. У неё утомлённый вид, но она взволнована.

Стуре: Прощайте, ваше величество! Видит Бог, я не желал вам зла! Вы отважная женщина и я не хотел бы видеть вас среди своих врагов. Передайте принцу Кристиану, что шведам не нужна война. Мы лишь просим его и его отца оставить нас в покое. Да хранит вас Бог! Не держите зла на меня!

Стуре закрывает дверь, вскакивает в седло и делает знак. Кучер повозки покидает козлы и садится на свободного коня. Шведы разворачиваются и скачут прочь от города. Вскоре повозку окружают всадники Ганзы. Один из них садится на козлы, и повозка движется к городским воротам. У ворот стоят датские воины и свита, которую возглавляет принц Кристиан, высокий стройный красивый молодой человек 22 лет. Повозка останавливается. Датчане открывают дверь и помогают королеве выйти. Принц со словами «Матушка!» обнимает её.

Кристиан: Наш флот опоздал всего на три дня. Три дня и всего этого ужаса не было бы. (зло) Шведы мне дорого заплатят за твоё унижение!

Следующая серия: