Как вы узнали о войне и о ваших предках, участвовавших в ней? С самого детства я слышал рассказы мамы о ее двоюродном дедушке, который прошел практически всю войну, участвовал в освобождении Варшавы, был дважды ранен. С интересом всегда рассматривал фотографии, на которых он запечатлен с медалями на груди и возле мемориала Саур-Могила. В школьном возрасте каждый год участвовал в сельском митинге, посвященному дню Победы, на который приходили сами ветераны и рассказывали свои истории. В выпускном 9-м классе я уже стоял в карауле сельского мемориала и сопричастность с памятным днем ощущалась намного сильнее. Так у меня сформировался неподдельный интерес: узнать кто еще из нашей семьи воевал в Великой Отечественной войне? За годы поисков удалось найти много информации, и в данной статье попытаюсь изложить найденное...
Дедушка Саша, а точнее Сердюков Александр Андреевич, родился в мае 1923 году в с. Ленинка Мечетинского района Ростовской области. В мае 41-го он отпраздновал 18-летие, а в июле 41-го уже был призван на фронт. Из уцелевших воспоминаний о его рассказах знаю, что Александр освобождал Москву и Польшу, имел два ранения - в левую ногу и правую руку - перебило запястье. Последнее получил в Польше. Ранение оказалось тяжелым, рана долго гнила, из-за чего он был комиссован домой. Имеет две награды: медали "За отвагу" и "За победу над Германией". О войне и своем боевом пути много рассказывать не любил. К дню победы относился очень трепетно и всегда "со слезами на глазах". Уже после войны приобрел, что символично, автомобиль ГАЗ-М-20 или же "Победа". Умер 31 декабря 1995 г. в с. Новониколаевка Матвеево-Курганского района Ростовской области.
К сожалению подробнее о его боевом пути ничего рассказать не могу. Поиски сведений пока ни к чему не привели. Нет сведений и об отце Александра, которого тоже с самого детства видел на фотографиях.
Поиски других предков начались с расспросов самых возрастных родственников. Бабушка по отцу поведала о своем дедушке, который пропал без вести еще в самом начале войны. Было известно только его фамилия и имя. Не знали даже даты и места рождения. Казалось поиски на этом можно заканчивать - ситуация безысходная, однако, тут стало известно о сайте "Память народа".
Поиск и на этом сайте был непростым: несколько совпадений по ФИО и примерным дате и месту рождения. На 100% установить, что это тот самый удалось спустя еще несколько лет. К тому моменту уже точно стало известно (после опроса двоюродных родственников), что родился он в деревне Верх-Айской Бийского уезда Томской губернии.
Тут началась работа с "метриками" и "сельхоз. переписью" в архиве. Создал древо всех жителей с этой фамилией в деревне до 1917 года (около 100 человек), чтобы исключить лишние совпадения и расширить общее семейное древо. Только после этого вернулся к Памяти народа.
Сайт периодически пополняется новыми документами о героях войны, что не может не радовать, и за это хочется поблагодарить тех, кто ведет данный сайт и поддерживает его работу!
Так в карточке Василия Павловича Бушанова обнаружил новый документ - Именной список безвозвратных потерь. В нем за номером 774 и 775 значились два Бушановых - Данил и Василий, двоюродные братья. Далее были записаны звание, год рождения, место рождения было неразборчиво, печать "Пропал без вести" с датой и ФИО родственника. В последнем была записана мать - Бушанова Е. Г. (Елена Григорьевна), именно по данной записи и удалось определить, что это наш прапрадед.
Родился Василий в большой крестьянской семье в 1908 году. Под одной крышей жил глава семьи - дед Василия Александр Филиппович Бушанов с бабушкой Степанидой, трое их сыновей с женами и шестеро внуков. Держали большое хозяйство порядка 70 голов скота, а дед держал пасеку (Подробнее о хозяйстве Бушановых и составе семьи тут) Отец Василия - Павел был старшим сыном Александра, Василий же был младшим из детей Павла. Старше него был брат Григорий и сестра Акилина. С началом Первой мировой войны на фронт забрали Павла и вскоре он пропал без вести в 1915 году.
Не известно какая судьба была у Василия и его родных в первые советские годы до войны. Известно лишь, что женился он на Пелагее Егоровне Маркиной из того же села, в браке у них родились две дочери - Валентина и Аграфена (моя прабабушка).
Жили они, скорее всего, в с. Бирюля, ведь там Василий числится в Книге памяти и об этом месте рассказывала бабушка. Где работал Василий не известно, но знаю точно, что он занимался пчеловодством, как и его дед. По рассказам бабушки - ее бабушка Пелагея также занималась пчелами.
Через неделю после начала войны Василия призвали на фронт (по другим данным в середине сентября). Не известно где воевал рядовой Бушанов, однако, всего через два месяца связь с ним оборвалась. Принято считать пропавшим без вести с ноября 1941 года. Увековечен в Книге Памяти Республики Алтай в томе №3.
О другом предке стало известно случайно, когда отсматривал на Памяти народа всех воевавших из моего родного села Рогозихи. Долгое время мой дед не знал своего отца и воспитывался лишь матерью. Это выяснилось уже довольно позднее. Так, его отцом был Белоусов Михаил Максимович, который жил в том же селе.
Занимаясь изучением предков я составил и его родословную, опираясь на метрические книги и перепись 1917 года. Позднее дошел и до вышеупомянутого сайта, где был указан Белоусов Максим Андреевич - наш прапрадед. До моей находки в семье не было известно об участии Максима в Великой Отечественной войне.
Родился он в зимой 1905 года в Алтайском селе Рогозиха. Отец его Андрей Ефимович и мать Елена Филипповна - переселенцы из Тамбовской губернии села Сычевки. Всего детей у них было пять и Максим был вторым. Держали небольшое хозяйство - лошади, коровы, овцы (подробнее об этом тут). С началом Первой мировой войны Андрея забрали в армию. Не известно вернулся ли он живым домой.
В двадцать лет Максим женился на односельчанке Анне Ивановне Журенковой. В браке у них родилось пятеро детей: Наталья, Михаил, Геннадий, Василий и Нина. Младшая дочь родилась незадолго до начала войны.
Призвали Максима 26 июня 1941 года. О том, где начинал войну наш солдат не известно. Однако точно удалось восстановить, что большую часть войны он прошел рядовым конюхом в составе 99 отдельной гужтранспортной роты, боевой путь которой известен пока лишь участием в снятии блокады с Ленинграда.
Острая нехватка автомашин сохраняла значение гужевого транспорта. Роль его особенно возрастала в условиях непроходимых дорог. Организация подвоза боеприпасов, продуктов питания и других необходимых продуктов часто определяла успех материального обеспечения войск.
В феврале 1945 года Максим оказался в составе 8 гвардейской стрелковой дивизии и уже освобождал Латвию. Самые серьезные столкновения с противником здесь происходили в марте, когда противник сжимал дивизию в кольцо, однако благодаря поддержке другого подразделения кольцо удалось разорвать и к концу марта Прибалтийский фронт был ликвидирован.
Казалось бы конец войны уже совсем близок, тем более для дивизии, которая находилась во втором эшелоне Ленинградского фронта, но 7 мая 1945 года семья в последний раз получила письмо от Максима. После войны Анна пыталась разыскать мужа, но ответ военкомов был такой: "судьбу военнослужащего установить не могу". О гибели прапрадеда в Курляндии говорит и Книга Памяти Алтайского края, где он увековечен в томе №4.
1
Когда она пришла в наш город,
Мы растерялись. Столько ждать,
Ловить душою каждый шорох
И этих залпов не узнать.
И было столько муки прежней,
Ночей и дней такой клубок,
Что даже крохотный подснежник
В то утро расцвести не смог.
И только — видел я — ребёнок
В ладоши хлопал и кричал,
Как будто он, невинный, понял,
Какую гостью увидал.
2
О них когда-то горевал поэт:
Они друг друга долго ожидали,
А встретившись, друг друга не узнали
На небесах, где горя больше нет.
Но не в раю, на том земном просторе,
Где шаг ступи — и горе, горе, горе,
Я ждал её, как можно ждать любя,
Я знал её, как можно знать себя,
Я звал её в крови, в грязи, в печали.
И час настал — закончилась война.
Я шёл домой. Навстречу шла она.
И мы друг друга не узнали.
3
Она была в линялой гимнастёрке,
И ноги были до крови натёрты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был чёрный хлеб белее белых дней,
И слёзы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины как мёртвые молчали.
Илья Эренбург В МАЕ 1945
1945 г.