«Если бы я знал, что в России создан каким-то там кондитером такой танк, я бы войну не начал»
В инструкции немецкого военного командования по борьбе с Т-34 было указано: «Т-34 быстрее, более маневренный, имеет лучшую проходимость вне дорог, чем наши основные танки. Его броня сильнее. Пробивная способность его 7,62 сантиметрового орудия превосходит наши пятисантиметровые танковые пушки…». Уже посмертно Кошкин был объявлен личным врагом Гитлера.
На протяжении нескольких десятков лет танк, установленный на высоком пьедестале на северо-западе города, не заострял на себе особенного внимания со стороны проезжающих мимо людей. Между тем, этот объект — напоминание о военном прошлом Старой Руссы: он установлен в 1980 году в честь воинов 2-го Прибалтийского фронта, освободивших город от фашистских захватчиков 18 февраля 1944 года во время Ленинградско-Новгородской наступательной операции. С 1985 года мемориал официально зарегистрирован как памятник истории регионального значения.По мнению специалистов, эта машина была произведена в Нижнем Тагиле уже после окончания Великой Отечественной войны, что хорошо просматривается по деталям: по типу соединения верхнего и нижнего лобовых листов корпуса и по увеличенной командирской башенке. Т-34-85, установленный в Старой Руссе, прошел послевоенную модернизацию, однако опорные катки у него остались все же родные, «спицованные». Именно с такими катками 183-й завод в Нижнем Тагиле выпускал свои «тридцатьчетверки» в победном 1945 году.
Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этого танка. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.
Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.
К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне. Нужна была машина проходимая и с надёжным бронированием, держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки». Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.
Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина. Уже опытный в ту пору конструктор, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки были созданы два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился. Уже летом 1938 года Кошкин предложил новый проект на рассмотрение Главному военному совету. Танк был раскритикован, но все-таки допущен к дальнейшей разработке. К 1940 году создание Т-34 завершилось, но отсутствовал пробег, необходимый для допуска к испытаниям и показу высшему руководству страны. Кошкин решил эту проблему, возглавив пробег на Т-34 своим ходом из Харькова в Москву, а затем обратно. Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Долгий путь холодной зимой на незавершенном танке подорвал здоровье Михаила Кошкина. Конструктор, создавший легенду, скончался от пневмонии, тяжело заболев когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе, но дал своему детищу билет в жизнь. Кошкин успел запустить Т-34 в серийное производство до начала войны. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.
«Первая ласточка»
Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.
Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка, имелась у экипажа и пара пулеметов.
Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.
К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин, 1225. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.
Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах в тылу, в Горьком, ныне Нижний Новгород, Челябинском тракторном заводе, в Свердловске, ныне Екатеринбург, в Омске и Нижнем Тагиле. До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий. За два года 1942-1943 в общей сложности с конвееров сошло более 18 тысяч боевых машин. Это превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.
В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.
Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.
Немецкий танковый ас Отто Кариус вспоминал:
"Т-34" с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны…В то время 37-мм пушка все ещё была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезёт, мы могли попасть в погон башни «Т-34» и заклинить его. Если ещё больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация!
Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).
Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.
Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.
Причина сегодняшнего повышенного внимания к памятнику боевой славы «Танк — 34-85» — преображение мемориала. А началась история обновления площадки памятника со случайной встречи двух местных экскурсоводов с бывшим главой Старорусского муниципального района, Александром Розбаумом на территории курорта во время прогулки. Поговорив о городе и реализованных проектах, собеседники остановились на теме освещения объектов. Вот тут один из экскурсоводов мечтательно заметил, что было б здорово подсветить танк на въезде в Старую Руссу, чтобы с первых метров Город Воинской славы напоминал о своих заслугах не только днем, но и в темное время суток.
В будущем на обновленной территории у танка планируется проводить встречи поисковиков со школьниками и студентами, где они узнают у величественного мемориала об истории танка Т-34-85 и о том, почему именно он стал символом освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Безусловно памятник, занимая выгодное положение при основном въезде в город, является важным объектом достопримечательностей Старой Руссы, как Города воинской Славы. С момента открытия памятника в городе появилась традиция возложения цветов молодожёнами, которая продолжается по настоящее время. От памятника начинаются автопробеги «По местам боевой славы», проводимые Старорусской автошколой ДОСААФ, клубом авто- и мото- техники «Русса-Ретро», старорусским отделением «Союза десантников России». «Танк - 34» стал неотъемлемым символом города Старая Русса, визитной карточкой города-воина.
В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так:
«Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»