В литературном памятнике "Слово о полку Игореве" есть упоминания о Боге Трояне. А древние легенды так и вообще указывают на него как на правителя трех миров. Так кем же был этот Бог Троян? И причем тут скоморохи и загадочная серебряная маска, которой поклонялись первые славянские целители.
Исследователи славянского фольклора разнятся в своих выводах. Одни считают Трояна трехголовым змеем оборотнем (здравствуй, Змей - Горыныч), который правил славянами на территории южных земель. А другие вообще считают его прототипом императора Марка Ульпия Трояна.
Но если обратиться к славянским преданиям, то все намного интереснее. Они гласят, что некий бог Велес по собственной воле покинул рай ради того, чтобы спуститься на Землю к людям. Где вскоре он полюбил смертную девушку, которая стала матерью его троих детей, среди которых был единственный сын Троян. Но вскоре Велесу понадобилась снова вернуться в рай, и он отдал своего сына богу мудрости Китоврасу. И после благодаря своей мудрости и чародейству именно Троян семь веков правил славянами. И те самые Рюриковичи считали себя потомками Трояна, а знакомый нам теперь до боли трезубец фактически был их гербом.
Был у Трояна также конь, да необычный, и не Сивка-Бурка, а конь-гадалка. Причем данный процесс представлял из себя целое представление с театральным антуражем, с группой поддержки и зрителями. Причем принимал конь в храме Триглава, его жрецы выносили 9 копий, которые раскладывали на земле. После выходил и сам конь-прорицатель, ведомый другим жрецом. И трижды проходил через поле с разбросанными копьями. Если конь ни разу не задевал своим копытцем копья, то ответ был положительным. Если же все-таки задел, то отрицательным.
Самое удивительное, но жрецами Трояна считались… скоморохи. Данная милость была пожалована им за то, что однажды они добросовестно развлекали его целую ночь. Им за это также была пожалована серебряная маска, способная выполнять любые желания и оберегать своего владельца от всех бед. Говорят, что скоморохи не только служили тайные обряды и изобрели свой собственный язык для особо посвященных, но и даже приносили богу Трояну жертвы. Насколько правдива информация о жертвоприношениях, судить трудно, и я объясню почему. Кстати, во всех совершаемых обрядах присутствовал медведь. Чувствуете древний символизм?
Но, как вы знаете, после на Руси образовалось православие, которое стало ревностно бороться с любым проявлением язычества. И против Трояна развернулась настоящая информационная война. Стал демонизироваться образ самого Трояна, а именно трехглавого дракона. Теперь это злой Змей-Горыныч, поедающий девственниц, и хороший Иван-Царевич должен отрубить ему голову. Скоморохов вообще стали презирать и любое лицедейство считать грехом.Кстати, отголоски этого чувствуются и до сих пор, например тот же Иван Охлобыстин постоянно натыкался на критику о недопустимом сочетании религиозного служения и актерской карьеры. Досталась даже целителям, которых нередко обвиняли в пособничестве с дьяволом.
Образ Трояна не просто демонизировали, но и принижали, ссылаясь на древнюю легенду. Однажды Троян собирал целебные травы. С собой у него был посох, который обвила змея. Правитель славян убил эту змею. Но вскоре появилась вторая змея с пучком какой-то травы. И положив этот пучок в рот убитой, она воскресила свою убитую подругу. Троян это запомнил и вскоре таким же образом стал воскрешать людей. Но данный вид деятельности очень не понравился верховным богам. Нарушать мировой порядок, возвращая ушедших в Навь, Трояну запретили, но вместо этого сделали его Богом знахарства и траволечения. С тех пор Троян перестал воскрешать людей, но помогал им продлить их жизнь. То есть Троян был способен только лечить, но не имел права возвращать из мира мертвых. А вот Христос возвращал. Значит, он не только выше Трояна, но и, в отличие от первого, более истинный. Поэтому теперь трудно судить, совершали ли жрецы Трояна жертвоприношения или нет? Уж слишком на них было много вылито грязи, что теперь и не отличишь, где была все-таки их грязь, а где сверху приписали.
Но нельзя начисто стереть генетическую память. И сквозь многие века современные славяне ощущают в себе отголоски верований в бога Трояна. Наши творческие люди особенно склонны к мистицизму и не раз предсказывали себе и другим судьбу. В 90-ые годы многие дельцы сделали целое состояние на языческих масках. Почему-то именно наши люди испытывают какой-то мистический трепет перед древними масками. Ведь, согласно уже современной легенде, серебряная маска Трояна не утрачена и до сих пор способна исполнять желания и охранять от бед.