Найти тему

С великим Праздником Победы!

Инсталляция «Лица Победы» в Музее Победы на Поклонной горе в Москве, на фото мой дед Кузьмин Виктор Иванович
Инсталляция «Лица Победы» в Музее Победы на Поклонной горе в Москве, на фото мой дед Кузьмин Виктор Иванович

С великим Праздником Победы, друзья! Сегодня хочется поделиться фрагментом воспоминаний моего деда Кузьмина Виктора Ивановича (1922–2003) – артиллериста, встретившего немцев в 60 км от западной границы СССР, прошедшего всю войну и награжденного высшим орденом государства – орденом Боевого Красного Знамени.

"Начало Великой Отечественной войны с фашистской Германией я буду помнить до конца своей жизни...

В 19.00 21 июня 1941 года я заступил дежурным по роте. После ужина отбой был объявлен на час раньше – в 22.00. Хотя все бойцы были в постели, чувствовалось, что многие не спят... Как бы там ни было – дежурство началось... Наступал рассвет, но нельзя было даже сесть – сразу уснешь. Приходилось все время либо ходить, либо стоять.

Кузьмин Виктор Иванович, 19 лет
Кузьмин Виктор Иванович, 19 лет

Окна нашей казармы выходили на запад, в 3-4 километрах был виден аэродром, где базировались истребители И-16. Примерно в 1.45, я прислонился к лутке окна и задремал стоя... Вдруг что-то толкнуло меня, я открыл глаза – над аэродромом багровое пламя, взрывы.

Тут я и закричал, что было силы: "Подъем! Боевая тревога!". Так началась война...

По боевому расписанию подразделения, дислоцированные в приграничной полосе, по сигналу тревоги должны были в течение 2-х минут с оружием в полной боевой готовности построиться перед казармой и по команде старшего командира бегом направиться на заранее подготовленные боевые участки. Но вышло по другому. Мы направились в сторону аэродрома.

На подходе услышали ружейную стрельбу. Наша рота повзводно развернулась в боевой порядок и залегла. Оказалось, что впереди бой нашего 1 и 2 батальонов с крупным немецким десантом. Десант был плотно окружен и искал место, где можно прорваться, наткнувшись на нас.

Как только немцы показались на расстоянии 150-200 метров, поступила команда: "Не стрелять. Приготовиться к атаке". Когда немец подошел на 25-30 метров, наши части поднялись в атаку – офицеры впереди, за ними солдаты: так и сошлись грудь с грудью. Нас было больше, через несколько минут все было кончено. Пленных не было – ни один немец не поднял руки. Наших убитых и раненых стали подбирать санитары, а мы скорым маршем направились в направление государственной границы...

Мы вели бои в районе Львова, Равы-Русской, Винницы, Белой Церкви, а потом оказались под Киевом, когда от нашей дивизии (12 000 человек) осталось всего 119 человек, знамя дивизии и знамена полков. На сборном пункте в Киеве из нашего батальона (778 человек) осталось в живых всего пятеро – я, мои три бойца артиллерийского расчета и мл. политрук, раненый в голову. Такова судьба на войне: кто-то погибает сразу, еще не побывав в серьезной переделке, а другой – всю войну, как заговоренный, проходит..."

Окончил войну мой дед Виктор Кузьмин в Калининградской области: брал Кенигсберг (ныне Калининград, за что награжден медалью за взятие Кенигсберга – единственной медалью СССР, учреждённой в награду за взятие города-крепости, а не в связи со взятием или освобождением столицы), город-крепость Пиллау (ныне Балтийск), вел бои на косе Фриш-Гаф (ныне Калининградский залив).

Кузьмин Виктор Иванович в День Победы, 1947 год
Кузьмин Виктор Иванович в День Победы, 1947 год

Сведения о моем деде занесены в базу инсталляции «Лица Победы» в Музее Победы на Поклонной горе в Москве, где создана народная экспозиция героев-участников Великой Отечественной войны.

Будем помнить, будем гордиться. С нашим Праздником, друзья, с Днем Победы великого народа-освободителя!

Послушайте две проникновенные песни "Ода миру" и "Русскому солдату" талантливого современного композитора Алины Небыковой в исполнении Анастасии Гладилиной, посвященные подвигу наших соотечественников на войне, защитивших и защищающих весь мир от зла и мрака.