Посреди рабочего дня к Лизе в офис пришла младшая сестра Аглая. Это было непривычно и потому вызвало тревогу. Девушки не были слишком слизки, между ними стояла разница в десть лет.
Кроме того и по характеру они были слишком разными. Аглая, по мнению Лизы, была совершенно избалованной девчонкой, которой родители позволяли абсолютно все, что только ей приходило в голову.
Сама Елизавета была ответственной и педантичной, в школе училась только на «отлично», сама поступила в университете, будучи студенткой, подрабатывала, чтобы не сидеть на шее у родителей. Окончив университете, она сразу же устроилась на отличную работу и день за дней занималась только карьерой, замуж Лиза, по мнению всех родных вышла поздно, в двадцать семь лет и о детях пока не думала. Хотя они оба с мужем и жили хорошо в материальном плане, имели накопления, но вели себя несколько отчужденно и не по-родственному.
А Аглая в школе училась в основном на тройки, среди которых иногда проскальзывали и двойки. Занималась она только тем, что ей нравилось, а нравились ей танцы и пение. Мать водила ее на различные кружки, всегда восхищалась ее красотой и изяществом и девочка была твердо уверена в собственной неотразимости. Окончив школ, Аглая никуда не смогла поступить, поэтому закончила курсы секретарей- референтов, сменила несколько мест работы, но нигде не продержалась больше трех месяцев из-за своего, опять же по мнению старшей сестры, безалаберного характера.
К своим двадцати годам Аглая уже успела побывать замужем, но так же недолго, брак закончился, не успев начаться, Аглая не думала, что союз с мужчиной будет требовать от нее каких-то усилий и выполнения скучных обязанностей. И после первой же серьезной ссоры ушла к родителям и подала на развод.
Сейчас Аглая занималась маникюрным бизнесом, как это называла сестра и снимала небольшую квартиру, правда, платили за нее, в основном, родители. И вот теперь она неожиданно пришла к сестре да еще в разгар рабочего дня, хотя знала, что Лиза никогда себе не позволяет никаких личных разговоров в рабочее время.
-Лиза, здравствуй! Я знаю, что ты страшно занята, но у меня срочное дело… Пожалуйста, удели мне несколько минут,- робко проговорила Аглая.
-Хорошо,- со вздохом ответила Елизавета, она просто не могла отправить сестру восвояси, зная, что та все равно не отстанет, - что случилось? Давай говори скорее, у меня буквально несколько минут. Наш шеф не терпит, когда в офис приходят посторонние и может меня оштрафовать за это.
-Не волнуйся, я не займу много времени.., - Аглая замолчала на минуту, а потом со вздохом продолжила,- Лиза, ты не могла бы мне денег занять?
-Сколько тебе нужно?- Лиза от нежданности даже не спросила, зачем сестре деньги понадобились так срочно, что она прибежала к ней в офис, но потом одумалась и спросила,- а что произошло? Зачем тебе так срочно деньги? И какая именно сумма тебе нужна?
Аглая нервно потеребила край шелкового платка и, облизнув губы, сказала
-Мне нужно сто тысяч…
-Ого!- невольно вырвалось у Лизы,- и зачем, позволь спросить тебе такая большая сумма? – потом посмотрев на бледное и расстроенное лицо сестры, она взволнованно спросила,- ты не заболела? Или что-о произошло, чего я не знаю? Зачем тебе столько денег? Это же большая сумма.
-Ты скажи, сможешь ты мне ее занять? У меня только на тебя надежда!
-Смогу, но я хочу знать, зачем тебе столько денег? Ты вляпалась куда-то, как обычно, да?- Лиза внимательно всматривалась в лицо сестры. И тут у нее в голове мелькнула мысль, что сестре будет очень непросто вернуть такую сумму. Заработки ее не слишком большие и нестабильные, кроме того, Аглая и не слишком торопится нарабатывать клиентскую базу, ленится, иногда отказывается от заказов, поэтому подолгу клиенты у нее не держатся, уходят к другим, более аккуратным и обязательным мастерам. И если вдруг сейчас Лиза одолжит эту сумму Аглае, то не придётся ли ей потом просто попрощаться с деньгами?
-Видишь ли…,- у Аглаи задрожали губы,- я взяла кредит для одного человека, а он…,- слезы побежали по щекам у девушки. Она выглядела очень беззащитной и хрупкой, но Лизу это не растрогало, а наоборот, напрягло еще больше.
-Для какого человека? Для какого-то своего хахаля? И для чего ему нужны были такие деньги?
Аглая теперь, уже не скрываясь, плакала.
-Лиза, он обещал мне все отдать, он хотел свой бизнес открыть. У него денег не хватало, я взяла, а потом он уехал и все… А мне теперь коллекторы звонят. Я у мамы не мог взять, она мне и так квартиру оплатили за год вперед..
-Как?! Они же мне говорили, что ты теперь сама платишь за свою квартиру?- гневно вырвалось у Лизы.
-Я и платила, но потом мне понадобились деньги и мама мне помогла. А что тут такого? Они же мои родители.
-Да, и мои тоже. Но только я никогда не брала у них деньги, а наоборот сама старалась им помочь. А у тебя вообще совесть отсутствует, ты взрослая, здоровая деваха, а постоянно побираешься. Устройся на нормальную работу и живи сама!
-Лиза, почему ты ко мне так несправедлива?- по бледному личику Аглаи текли круглые слезы, и она стала выглядеть еще более молодой и хрупкой, но Лиза прекрасно знала свою сестру и то, как она умеет бить на жалость и манипулировать людьми.
-Аглая, ты знаешь, что я терпеть не могу слез и капризов. Знаешь, как говорят? «Москва слезам не верит»? Хорошо, я тебе помогу, дам деньги, ведь иначе коллекторы дойдут и до родителей и у них, не дай Бог, будет сердечный приступ или инсульт. Они уже не так молоды и здоровы, чтобы терпеть такие стрессы. Но как ты будешь отдавать эти деньги? Из каких заработков?
Аглая растерянно смотрела на сестру и молчала, об этом она как-то не подумала. Для нее в этот момент было важно найти деньги, чтобы рассчитаться с коллекторами, а о том, что будет дальше, она никогда не задумывалась.
А Елизавета между тем безжалостно продолжала:
-Хорошо, я дам тебе денег, но ты сейчас напишешь мне расписку, что отдашь их в течение двух лет. Я сначала хотела, чтобы ты отдала их в течение года, но ты вряд ли с этим справишься, поэтому я определяю срок в два года. Радуйся, что у тебя такая щедрая и добрая сестра.
-НО как же я смогу их отдать так быстро? - растерянно пролепетала Аглая.
-Ты считаешь, что это быстро? Хорошо. Я тебе помогу. Нам в офис нужен завхоз, это работа не сложная, зато постоянная и зарплата неплохая. Если ты будешь в свободное время заниматься ногтями и не так, как сейчас, а постараешься завести как можно больше клиентов и еще работать здесь под моим присмотром, ты даже быстрее, чем за два года рассчитаешься с этим долгом, и у матери не будешь клянчить деньги. За ум возьмешься! Ну что ты согласна?
-А подумать мне можно?- робко прошептала сестра.
-Можно,- твердо ответила Лиза,- но я тогда имею право отказать тебе. Ну как?
-Хорошо, я согласна.
-Документы при тебе?
-Да, а зачем?
-Расписку будем писать и тебя на работу устраивать?
-Уже? Прямо сейчас?
-А чего тянуть? Я ведь тебя отлично знаю, ты можешь быстро передумать, а тут у тебя появятся обязанности. Давай свой паспорт.
Аглая медленно протянула сестре паспорт. И уже через час выходила из офиса с деньгами на карточке и требованием выйти на работу завтра с утра.
Вечером Лизе позвонила мать.
-Лиза!- уже по ее голосу девушка поняла, что ее мать находится в полном расстройстве,- что я узнала?
-Наверное, эта дурочка матери о долге и звонках коллекторов рассказала,- промелькнуло в голове у Лизы,- я же ее предупреждал, чтобы не доводила мать до сердечного приступа. Ну что за идиотка!
А мать между тем продолжала.
-Лиза, мы тебя так не воспитывали! Ты, что, вообще не любишь свою сестру? Как ты могла так с ней поступить?
-Мама, о чем ты?- не поняла девушка,- как я с ней поступила?
-Ты дала ей денег, но при этом заставила писать расписку. Она должна с тобой рассчитаться в течение двух лет Это бесчеловечно!
-Мама, а что ты хотела?
-Но вы же близкие люди. Вы- кровные, родные сестры. Ты должна была ей помочь без всяких расписок и условий. Ты поставила ее в такие жесткие рамки, словно какой-то ростовщик.
-Мама,- голос Лизы наконец-то пробился через возмущенную тираду матери,- какой я ростовщик? Я, что, с нее проценты потребовала?
-Еще не хватало, чтобы ты с родной сестры проценты просила. Но расписка уже и сама по себе- позор. И ты, что, если сестра не отдаст долг вовремя, подашь на нее в суд.
-А почему она не отдаст? Я специально устроила ее на работу, пусть еще и ногтями занимается в свободное время. Работа не сложная, она не будет надрываться, поэтому вполне сможет отдать не долг.
-Я от тебя в полном шоке. Это как нужно не любить сестру, чтобы так поступить! И отец полностью со мной согласен! Он даже не хочет с тобой разговаривать после твоего поступка. Он возмущен твоим поведением. Ты к сестре относишься отвратительно! Ты могла ей помочь просто так, без всяких условий.
-Мама, о чем ты говоришь? Я сколько раз помогала ей. А вы так ее просто содержите. ВЫ забыли, что она взрослый человек, но полностью безответственный. Она привыкла, что вы ее во всем поддерживаете, а ей пора становится взрослой и самостоятельной.
-Лиза, мы сами решим, как нам обращаться с нашей дочерью!- в голосе матери зазвенел металл.
-Мама, а ты не забыла, что я тоже ваша дочь. Но почему-то ко мне такого отношения никогда не было. Вы все на меня сбросили, поскольку решили, что я могу со всем справиться, а с Аглаи пылинки сдуваете до сих пор.
Лизе стало так обидно, что в носу защекотало, и слезы появились на глазах, хотя она всегда гордилась собственной выдержкой и никогда не плакала.
-Лиза, ты всегда была сильной, а Аглая нежной, слабой, хрупкой. Её нужно было холить, у нее было слабое здоровье, да и сейчас она еще не совсем оправилась от своего неудачного брака.
-А если вы ее еще больше будете баловать, то она и вообще никогда не оправится. От брака не оправилась, а деньги какому-то проходимцу дала. И теперь мы должны ее выручать…
-Лиза, ты должна забрать эту расписку!
-Мама, я, что, должна ее содержать?
-Не содержать, а помогать! Я звонила всем родственникам, и они все возмущены твоим поступком. А моя сестра, тетя Вика, которую ты так любишь, сказала, что не ожидала от тебя подобной черствости. Все родственники отвернулись от тебя. Ты должны помочь родной сестре просто так… И учти, никто с тобой общаться не будет, пока ты не исправишь свою ошибку. Ты поняла, Лиза?- голос звучал требовательно и жестко, как будто Лиза была первоклассницей, которая нагрубила учительнице и теперь должна была просить прощения.
В трубке раздались длинные гудки. Лиза сидела немного огорошенная и мало что понимала. Вместо благодарности все родственники на нее ополчились.
-Почему так?- думала девушка,- я помогла сестре, решила все ее проблемы, нашла ей работу и только хотела, чтобы она стала более самостоятельной. А оказывается, все против меня. И мама, и папа, и главное, тетя Вика, которая всегда была на моей стороне. Может быть, я действительно, не права? Может быть, я его-то не понимаю?
И никто не мог дать ей ответа на этот сложный вопрос.