5 ИАП-КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) стал еще одним получателем ЛаГГ-3. Участвуя в боях с первых дней конфликта, летчики 5 ИАП-КБФ, летавшие на истребителях И-15бис и И-16, пострадали от финских и немецких коллег. Тем не менее, полк упорно продолжал сражаться, и 18 января 1942 года он был переименован в 3 ГИАП (гвардейский истребительный авиационный полк). К тому времени подразделение было полностью перевооружено на ЛаГГ-3, первые образцы которых полк получил в конце лета 1941 года. Эти машины служили в 3 ГИАП до середины 1943 г., когда подразделение приняло на вооружение Ла-5.
5 летчиков ИАП-КБФ добились определенных успехов на ЛаГГ-3, первым из них был Георгий Костылев. Ветеран боев с Финляндией, к июню 1941 года он уже был старшим лейтенантом. Костылев, одержавший четыре победы на самолете И-16 до получения ЛаГГ-3 в августе, стал асом, сбив 16 сентября Ju 87 над Кронштадтом. В конце месяца он сбил еще два Ju 88. 5 февраля 1943 года Костылев сам был сбит, и ас выбыл из строя с раненой рукой.
К апрелю 1943 года он совершил 223 боевых вылета и 59 раз сбивал вражеские самолеты. За девять личных и 34 общих побед Костылев 23 октября 1942 года был удостоен звания Герой Советского Союза. С мая по октябрь ему пришлось летать на устаревшем «Харрикейне», но в ноябре он смог вернуться на ЛаГГ-3 и сразу же пополнил свой счет, сбив два юнкерса в ходе одного вылета 7 числа того же месяца.
В феврале 1943 года Костылев попал в серьезную переделку. К тому времени уже прославленный герой войны, он был приглашен на званый обед к одной из ленинградских светских львиц. Несмотря на блокаду и голод хозяйка сумела собрать элегантный банкет с редкими винами и богатой кухней, сервированный на дорогом фарфоре и хрустале. Среди гостей были высокопоставленные чиновники, а Костылев буквально в тот же день вернулся с боевого задания.
Родная мать аса пережила ад голода в Ленинграде в 1941-42 годах, и, увидев перед собой великолепие банкета, Костылев в праведном гневе воскликнул «Этот остров роскоши во время чумы», разбив хрусталь и оттолкнув майора службы снабжения, который пытался его сдержать.
Ничто не могло спасти его от ненависти оскорбленного придворного, ни награды, ни слава, ни статус лучшего летчика-истребителя Балтийской встречи. Уже через два дня Костылев был разжалован в рядовые, лишен звания Героя Советского Союза и других наград и исключен из коммунистической партии. Хуже того, его приговорили к месячной службе в штрафном батальоне.
Попасть в такое подразделение обычно было равносильно смертному приговору. Однако товарищи Костылева по заключению знали, как он «попал в эту яму», и уберегли его от самого жестокого обращения. Отбыв наказание, Костылев попросил вернуть его в авиацию. Однако его полк отказался принять его обратно. К счастью, новый командир 4 ГИАП-КБФ Василий Голубев оказался его старым другом и принял его в свое подразделение, только что переоборудованное на Ла-5.
К концу августа 1943 года Костылев был признан реабилитированным, а его медали и награды были восстановлены.
Свой первый вылет в составе 4 ГИАП-КБФ Костылев совершил 21 апреля 1943 года, и сразу же добился успеха, уничтожив финский Fiat G.50 и заставив другой снизиться до уровня моря, где приказал своему ведомому добить его. В итоге, летая на Ла-5 в составе 4 ГИАП-КБФ, он сбил 3 самолета противника.
В октябре 1943 года Костылев был назначен начальником инспекции истребительной авиации ВВС-КБФ и получил звание майора. После перехода в инспекцию он продолжал совершать вылеты с линейными полками и добиваться новых побед, но распределял их между летчиками тех частей, с которыми летал. К концу войны Георгий Костылев совершил 418 боевых вылетов и провел 112 воздушных боев.
Продолжение следует...
Поддержите канал-поставьте лайк