Сегодня, в великий для нашей страны праздник, стоит вспомнить военные плакаты, которые сыграли огромную мотивирующую роль для миллионов советских граждан. Даже в самые сложные периоды, когда Красная армия была вынуждена отступать, а враг захватывал всё новые и новые территории, они были рупором надежды. Глядя на них, люди словно слышали монументальный и бескомпромиссный голос диктора Юрия Левитана, 22 июня 1941 года зачитавшего историческое обращение к народу: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
Родину-мать художник рисовал со своей жены
Самым запоминающимся, безусловно, стал плакат «Родина-мать зовёт». Его создатель, художник Ираклий Тоидзе, поймал образ, ставший олицетворением всенародной сплочённости перед лицом общей беды. Это произошло в тот момент, когда в мастерскую вбежала его жена, которая только что узнала страшную новость о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Она в ужасе крикнула мужу: «Война!»
Выражение её лица, на котором поочерёдно сменялись неверие, боль и растерянность, настолько поразили художника, что он тут же попросил супругу застыть на месте и быстро набросал её напряжённую позу. В готовой работе он умышленно постарался избежать сходства героини со своей женой.
Творческое наитие подсказало ему изобразить Родину как простую русскую женщину, в облике которой читалась суровая решимость перенести все выпавшие испытания и пройти трагический путь до конца. Но главное — любой солдат мог ассоциировать с ней свою собственную мать, которая словно благословляла сына на ратный подвиг в час великого испытания.
Огромный и занимавший всю стену здания плакат «Родина-мать зовёт» вывесили напротив московского телеграфа. Работа Ираклия Тоидзе произвела ошеломительный по своей силе агитационный эффект. Женщина в ярко-красной одежде и сбившемся на затылок платке, держащая в руке лист с воинской присягой, побуждала мужчин и юношей записываться добровольцами на фронт. Копии плаката за короткое время появились во всех городах Союза и висели повсюду — от военкоматов до почтовых отделений.
В 1943 году Ираклий Тоидзе вернулся к знакомому каждому советскому гражданину образу и сделал плакат «За Родину-мать!». Женщина возвышалась за спинами защищавших её солдат, наставивших автоматы на врага. Одной рукой она держала маленького ребёнка, а другой — красное знамя, полностью сливавшееся цветом с её одеждой, из-за чего казалось, что она обёрнута им.
Священная война во имя спасения жизни
Однако самым тиражируемым в годы Великой Отечественной войны стал плакат Виктора Корецкого «Воин Красной армии, спаси!», который впервые был напечатан в газете «Правда» 5 августа 1942 года.
На нём изображена женщина, пытающаяся заслонить вцепившегося в неё испуганного плачущего сына от окровавленного фашистского штыка со свастикой. Корецкий сделал изображение в чёрно-белом и цветном вариантах. В последнем случае красной была кровь на оружии, направленном прямо в голову ребёнка, что должно было символизировать нечеловеческую сущность захватчиков, убивавших даже беззащитных детей.
Максимально реалистичное изображение прибавляло работе пронзительности. Героиня плаката и её сын воспринимались жертвами гитлеровцев, и бойцы на фронте отождествляли несчастную мать и её дитя с собственными семьями, которые могли точно так же погибнуть от рук нелюдей в нацисткой форме.
Виктор Корецкий во время войны был очень востребован как художник-плакатист. Его ёмкие и выразительные работы были безотказным моральным оружием, которое воздействовало прямо на чувства и било точно в сердце.
Пепел сожжённых деревень
Много плакатов было посвящено партизанскому движению и тем гражданам, которые, не желая оставаться в оккупации, уходили в леса и организовывали боевые отряды. Их подрывная деятельность позволяла наносить эффективные удары прямо в тылу врага.
Вообще надо сказать, что все плакаты того периода несли в себе настолько мощный и концентрированный эмоциональный заряд, что по воздействию на аудиторию они приближались к лучшей военной поэзии и песням тех лет.
В них была лютая ненависть к врагу, беззаветная преданность своей Родине, любовь к родным, острая боль за погибших товарищей, решимость стоять до конца и, разумеется, абсолютная уверенность в победе.
Сталинскую премию Кукрыниксы отдали на танк
Говоря о плакатах времён Великой Отечественной войны, нельзя не упомянуть о рисунках Бориса Ефимова и Кукрыниксов. Никто из художников не изображал фашистов гаже и омерзительнее, чем это делали они.
Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов регулярно смотрели трофейную немецкую хронику, чтобы делать своих антигероев узнаваемыми и одновременно максимально отталкивающими.
Знаменитая работа Кукрыниксов, «Превращение фрицев», созданная в 1942 году, предсказывала судьбу захватчиков. Вот они, повинуясь приказу Гитлера, шагают строем по чужой земле, затем превращаются в свастику и, наконец, становятся крестами на могилах.
В 1942 Кукрыниксы были награждены Сталинской премией. Художники, объединившись с несколькими другими лауреатами, решили передать все полученные деньги на выпуск тяжёлого танка КВ-1 для армии, который назвали «Беспощадный». Его экипаж геройски показал себя на полях войны. В свое последнее сражение танк вступил 31 августа 1943 года и вмял в землю несколько огневых точек противника. Но в бою он получил серьёзные повреждения и восстановлению уже не подлежал.
На Запад!
Ещё одним из знаковых моментов в агитации во время Великой Отечественной войны стал плакат Виктора Иванова «На Запад!» от 26 июля 1943 года. На нём советский солдат сбивал прикладом с русской берёзки немецкий указатель «На Восток». Плакат появился через пять с половиной месяцев после окончания Сталинградской битвы, которая ознаменовала собой коренной перелом в войне.
В 1944 году появился плакат «Дойдём до Берлина», на котором улыбающийся светловолосый солдат в лихо сдвинутой набок пилотке надевал сапог. Рядом на земле ваялась пробитая немецкая каска. У бойца был реальный прототип – Герой Советского Союза, снайпер Василий Голосов, чьё открытое лицо на газетных снимках увидел художник Леонид Голованов.
Он так вдохновился, что решил создать образ отважного и несокрушимого воина-освободителя, который своим примером вдохновлял бы миллионы соотечественников на бой и веру в то, что вскоре страна-агрессор будет полностью повержена.
После Победы Голованов создал плакат «Красной Армии – слава». На нём увешанный медалями и орденами тот же бравый солдат стоял у стены Рейхстага, на которой висела листовка «Дойдём до Берлина!» и было написано: «Дошли!» Так стараниями художника погибший герой Василий Голосов всё-таки окончил свою войну в разгромленной столице Третьего рейха.
Поздравляю всех с Великой Победой! Со светлым и самым важным для всех граждан нашей страны праздником, друзья! И особые слова признательности я адресую тем, кто сейчас находится на передовой, ценой своих жизней защищая нашу Родину и мирную жизнь для всех нас. Победили прадеды тогда, победят и их потомки сейчас.