44,3K подписчиков

«Дама с собачкой»: вся правда о нечистом, который попутал наивную замужнюю провинциалку

1,8K прочитали
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда. Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.»

Снова и снова перечитывая чеховский рассказ, неоднократно пересматривая непревзойдённую экранизацию Иосифа Хейфица я не могла отделаться от мысли, что в этой нежной, тонкой, проникновенной истории есть какая-то червоточина.

Драма «Дама с собачкой» по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Киностудия «Ленфильм», 1960 год. Режиссёр и автор сценария Иосиф Хейфиц. Композитор Надежда Симонян. Анна Сергеевна Дидериц – Ия Саввина, Дмитрий Дмитриевич Гуров – Алексей Баталов
Драма «Дама с собачкой» по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Киностудия «Ленфильм», 1960 год. Режиссёр и автор сценария Иосиф Хейфиц. Композитор Надежда Симонян. Анна Сергеевна Дидериц – Ия Саввина, Дмитрий Дмитриевич Гуров – Алексей Баталов

Двое: трогательная в своей наивности молодая женщина, бьющаяся в паутине рутинной жизни и роковой любви, и её возлюбленный – рафинированный московский интеллигент, барин, меланхолик, жуир, эстет, любимец дам. Оба несвободны, застигнуты неожиданным чувством врасплох и совершенно поглощены новизной и остротой переживаний.

Великий знаток человеческих душ, Чехов не даёт конкретных определений чувствам Анны Сергеевны – и так совершенно ясно, что она самозабвенно любит Гурова. Напротив, в отношении главного героя он считает необходимым расставить точки над «i»: «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему – первый раз в жизни».

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-3
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-4

Да полноте, Антон Павлович, как говаривали в старину! Способен ли любить Дмитрий Дмитрич Гуров – тот Гуров, натуру которого вы так беспощадно обнажили перед нами на страницах короткого рассказа?

Отступая от темы отмечу, что режиссёр Иосиф Хейфиц и сыгравший роль Гурова Алексей Баталов значительно «облагородили» и «возвысили» главного героя. На экране мы видим красивого человека аристократической внешности с изысканными и сдержанными манерами, умными, проницательными глазами – наблюдательного, мыслящего, безупречно порядочного и явно тяготящегося цинизмом и вульгарностью светского окружения.

Встреча и упоительный роман с молоденькой замужней женщиной, приехавшей в Ялту из провинции – это чувственный порыв, ожог, солнечный удар, а не простая интрижка из ряда обыкновенных, которые душка Гуров привык легко заводить на каждом шагу.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-5
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-6

Но обратимся к первоисточнику. Дмитрий Дмитриевич Гуров – мужчина привлекательной наружности, которому нет ещё и сорока, но уже отец троих детей, поскольку его женили студентом второго курса «на двух домах».

Филолог по образованию, Гуров собирался петь в частной опере, однако бросил эту затею и служит в банке. Жену свою, которая теперь выглядит в полтора раза старше него, боится и втайне презирает, считая «недалекой, узкой, неизящной», отчего не любит бывать дома. Изменять начал давно и изменяет часто, о женщинах отзывается дурно, называя их «низшей расой», когда же охладевает к очередной пассии, красота её возбуждает в нём ненависть, а кружева на белье кажутся похожими на чешую.

Жена Гурова – Нина Алисова
Жена Гурова – Нина Алисова
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-8

При виде красивой незнакомой дамы, расположившейся за столиком в трёх шагах от него, в облике и повадках которой так явно прочитывалась «несмелость угловатой молодости», Гуровым овладела соблазнительная мысль «о скорой, мимолетной связи, о романе с неизвестною женщиной, которой не знаешь по имени и фамилии».

Не могу не отметить, что Чехов – из мужской солидарности, а может быть, в силу личного отношения к простительным, с его точки зрения, мужским слабостям – очень снисходителен к своему герою. Он мягко журит его за явный снобизм и охотно закрывает глаза на амурные грешки, которые, против всякой логики, почему-то называет «горьким опытом». Однако это не мешает читателю ясно видеть, кто перед ним: Дмитрий Гуров – гедонист и циник, маскирующийся под тонкого эстета, но не брезгующий удовольствиями сомнительного свойства. Пресыщенность сделала его ленивым, а успех у дам – самонадеянным и добродушно-снисходительным.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-9
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-10

Анна Сергеевна – лёгкая добыча для такой акулы, достаточно вспомнить, как она рассказывает, заламывая руки, о сером заборе с гвоздями напротив окон дома, о муже, о котором не знает ничего – где служит, кем, – знает только, что он лакей; о том, что только и развлечений у неё, что в три часа обед, а в девять спать.

Молоденькая, экзальтированная, явно очень впечатлительная и нервная, Анна Сергеевна жаждала сильных чувств и ярких впечатлений, которых была лишена с благопристойным, но скучным супругом: «Мне, когда я вышла за него, было двадцать лет, меня томило любопытство, мне хотелось чего-нибудь получше; ведь есть же, – говорила я себе, – другая жизнь. Хотелось пожить! Пожить и пожить... Любопытство меня жгло... вы этого не понимаете, но, клянусь богом, я уже не могла владеть собой, со мной что-то делалось, меня нельзя было удержать, я сказала мужу, что больна, и поехала сюда... И здесь всё ходила, как в угаре, как безумная...»

Дидериц, муж Анны Сергеевны – Алексей Зебров
Дидериц, муж Анны Сергеевны – Алексей Зебров
«Я никогда не была счастлива, я теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда! Не заставляйте же меня страдать еще больше! Клянусь, я приеду в Москву. А теперь расстанемся! Мой милый, добрый, дорогой мой, расстанемся!» А. П. Чехов. «Дама с собачкой»
«Я никогда не была счастлива, я теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда! Не заставляйте же меня страдать еще больше! Клянусь, я приеду в Москву. А теперь расстанемся! Мой милый, добрый, дорогой мой, расстанемся!» А. П. Чехов. «Дама с собачкой»

Может быть, мои слова прозвучат цинично, но при таком изначальном настрое коготку этой птички было суждено увязнуть: не встретился бы Гуров – встретился другой.

«Он был растроган, грустен и испытывал легкое раскаяние; ведь эта молодая женщина, с которой он больше уже никогда не увидится, не была с ним счастлива; он был приветлив с ней и сердечен, но всё же в обращении с ней, в его тоне и ласках сквозила тенью лёгкая насмешка, грубоватое высокомерие счастливого мужчины, который к тому же почти вдвое старше её. Всё время она называла его добрым, необыкновенным, возвышенным; очевидно, он казался ей не тем, чем был на самом деле, значит, невольно обманывал её...»

Момент истины: Анна Сергеевна втайне жаждала любви, и «он» должен был явиться в образе благородного героя, прямо как у Пушкина: «Давно сердечное томленье/ Теснило ей младую грудь;/ Душа ждала... кого-нибудь,/ И дождалась... Открылись очи;/ Она сказала: это он!»

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-13
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-14

А что же «он»? О, здесь всё лежит на поверхности: Гурова незаметно покорила и очаровала прелесть новизны – ведь такой чистоты, искренности, беззаветной любви, восхищения и преданности он не встречал прежде в женщинах. Да, они любили его, но либо в глубине души оставались холодны, и минутами на их лицах мелькало хищное выражение, либо обожали манерно, с истерией, со значительностью.

Дмитрий Дмитриевич в наполненных светом восторженных глазах Анны Сергеевны видит лучшую версию себя, видит того, кем не стал и, возможно, никогда не станет. Он купается в обожании, в слепой вере безоглядно любящей женщины, он – тот самый Нарцисс, который любовался своим отражением в водах лесного ручья.

А настоящую правду о себе Гуров хорошо знает.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-15
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-16

Но способен ли Гуров на жертвы? Действительно ли хочет найти выход из сложившейся ситуации?

Когда он сидит в номере гостиницы, обхватив голову руками, и твердит: «Как? Как?» – пытаясь придумать способ избавить себя и Анну Сергеевну от необходимости лгать, прятаться, жить в разных городах и подолгу не видеться, – хочется верить в силу и искренность его намерений. Но способен ли эгоист, который привык проводить время в ресторанах, клубах, на званых обедах, юбилеях, который ценит комфорт и гордится знакомствами со знаменитостями, поступиться своим положением, статусом, связями, достатком ради любви?

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-17
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-18
«Он почувствовал сострадание к этой жизни, ещё такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блёкнуть и вянуть, как его жизнь. За что она его любит так? Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нём не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили. И ни одна из них не была с ним счастлива.»

Я очень хочу надеяться в счастливый финал этой истории. Хочу надеяться хотя бы ради Анны Сергеевны: возможно, я пристрастна, но Ие Саввиной удалось воплотить на экране поразительно нежный, тёплый, живой и трепетный образ, сплетённый из чистого чувства – отчаянного, безысходного и жертвенного.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-19
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-20

Однако, если помните, Анна Каренина, полюбив Вронского, бросила мужа, сына, свет и уехала вместе с возлюбленным, хотя понимала, что это несмываемое пятно на её репутации навсегда закроет доступ в круги высшей аристократии, к которой она принадлежала. Уверена, что Анна Сергеевне бросилась бы за Гуровым закрыв глаза, стоит только позвать. Вот только позовёт ли?

Читайте также:👑

Фильм Иосифа Хейфица – чистейшая высокая эстетика, роскошество, упоение и восторг для глаз и души.

Призы и награды: Специальный приз (Ия Саввина) на XIII МКФ в Каннах, Приз лучшей национальной программе «За гуманизм и исключительные художественные качества». Почётный диплом за режиссуру (Иосиф Хейфиц) на IV Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Премия «Юсси» в Хельсинки (Финляндия): Почётный диплом иностранному актёру (Алексей Баталов).
Призы и награды: Специальный приз (Ия Саввина) на XIII МКФ в Каннах, Приз лучшей национальной программе «За гуманизм и исключительные художественные качества». Почётный диплом за режиссуру (Иосиф Хейфиц) на IV Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне. Премия «Юсси» в Хельсинки (Финляндия): Почётный диплом иностранному актёру (Алексей Баталов).

В нём всё прекрасно: гармония белого и чёрного, полутона интонаций и звуков, кружева на блузке, брошь у ворота и кокетливые шляпки, трости, воротнички и запонки, туманные морские пейзажи и панорамы старой Москвы, где купола церквей золотятся в морозном воздухе, а снег поскрипывает под ногами прохожих и искрами взметается из-под копыт лошадей.

Диплом «За изобразительное решение фильма» (Исаак Каплан, Белла Маневич) от Британской киноакадемии
Диплом «За изобразительное решение фильма» (Исаак Каплан, Белла Маневич) от Британской киноакадемии
Чиновник, партнер по карточным играм Докторского клуба – Юрий Медведев
Чиновник, партнер по карточным играм Докторского клуба – Юрий Медведев

Божественно прекрасен, статен и неотразимо элегантен Алексей Баталов, глядя на которого понимаешь, что в такого рафинированного московского барина невозможно не влюбиться невзирая на все его пороки и несовершенства.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-24

Изумительна, эмоционально глубока и достоверна Нина Алисова в роли жены Гурова: у Чехова это малоприятная манерная особа, а в фильме – умная, тонко чувствующая женщина, осознающая равнодушие мужа и страдающая от невозможности что-либо изменить.

«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-25
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-26

И, конечно, безупречно совершенна – легка, воздушна, изящна, почти неосязаема, беспомощна в искреннем раскаянии и несокрушимо сильна в своём чувстве Анна Сергеевна – Ия Саввина.

И была у Дон-Жуана – шпага,
И была у Дон-Жуана – Донна Анна.
Вот и всё, что люди мне сказали
О прекрасном, о несчастном Дон-Жуане.

Марина Цветаева, 1917

«Что-то в ней есть жалкое все-таки...»
«Что-то в ней есть жалкое все-таки...»
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-28

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

Алексей Степанович – Пантелеймон Крымов
Алексей Степанович – Пантелеймон Крымов
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-30
Певец, гость Гуровых – Георгий Куровский
Певец, гость Гуровых – Георгий Куровский
«Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на нее, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека; она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша. Думал и мечтал». А. П. Чехов. «Дама с собачкой»
«Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на нее, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека; она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша. Думал и мечтал». А. П. Чехов. «Дама с собачкой»
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-33
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-34
«Для него было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро, неизвестно когда.-35