Найти в Дзене

Бои местного значения с огромными потерями на белорусской земле

Декабрь 1942 года на Белорусском фронте везде упоминается как бои местного значения. Весь тот период для войск Рокоссвоского и так не особо освещался, ну а уж промежуток между двумя самыми известными операциям — Гомельско-Речицкой и Калинковичско-Мозырской, и вообще вроде нет смысла упоминать. Тем более, что в декабре даже командующий фронтом — генерал армии Рокоссовский, оставил свои войска и отправился под Киев, помогать генералу Ватутину, у которого сложилась критическая ситуация из-за немецкого наступления в районе Житомира.

Я понял, что пройти мимо будет совсем неправильно, когда обратил внимание на одну из ключевых цифр — потери.

Напомню, что в октябре, когда войска, тогда ещё Центрального фронта, вели, мягко говоря, не очень удачное наступление, то потеряли 103 523 человека. В ноябре, в ходе Гомельско-Речицкой операции потери составили 122 788 человек. А в декабре войска Белорусского фронта потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести 78 372 человека. Это, конечно, заметно меньше, чем в предыдущие месяцы. Но учитывая, что на 1 декабря численность личного состава фронта составляла 438 894 человека, то при таком соотношении потерь, обстановка не кажется тихой и спокойной.

Потери Белорусского фронта в декабре 1943
Потери Белорусского фронта в декабре 1943
Боевой и численный состав Белорусского фронта на 1 декабря 1943
Боевой и численный состав Белорусского фронта на 1 декабря 1943
Боевой и численный состав Белорусского фронта на 25 декабря 1943
Боевой и численный состав Белорусского фронта на 25 декабря 1943

Если посмотреть журнал боевых действий Белорусского фронта на декабрь, то мы сразу увидим, что в сводках большинства декабрьских дней говорится о наступлении той или иной армии. В целом картина такая же, как в предыдущие месяцы, ибо войска Рокоссовского в наступлении не шли сразу всем фронтом, а действовали попеременно, то на одном фланге, то на другом. Часть армий закреплялась, другие сковывали противника, остальные наступали.

Ситуация в декабре отличалась тем, что у фронта не была общей конкретной наступательной задачи. В начале месяца часть армий продолжала ещё выполнение ноябрьских задач, другие решали свои локальные цели. В целом весь фронт готовился к очередному наступлению в направлении Бобруйск — Минск, планируемому на конец декабря, и накапливал для этого силы. Предыдущие потери были весьма существенными и требовались маршевые пополнения, надо было доставить боеприпасы, починить технику и получить новую.

Так что с нашей стороны это действительно были бои местного значения.

Но этого нельзя сказать про Вермахт.

Немецкие войска не только бежали без оглядки от наших войск, но и переходили в контрнаступление. Про удар на Украине известно хорошо, а вот про события в Белоруссии как-то меньше.

Хотя даже в мемуарах Рокоссовского есть упоминание:

Были и неприятности. П. И. Батов, сосредоточив все усилия на своём левом фланге, недоглядел, что враг подтянул крупные силы против правого фланга армии, хотя мы и предупреждали об этом. Спохватился командарм, когда гитлеровцы нанесли сильный удар, смяли слабые части правого фланга и начали выходить в тыл основной группировке войск армии. Решительными мерами, принятыми командованием армии и фронта, угроза была быстро ликвидирована, противник был остановлен и перешёл к обороне.

Правда, этот текст без даты и расположен так, что совершенно непонятно, когда происходили события.

В 3-м томе советской «Истории Великой Отечественной войны» упоминается следующее:

В конце ноября войска правого крыла Белорусского фронта вышли к Днепру от Нового Быхова до Гадиловичи, а армии, действовавшие на левом крыле этого фронта, форсировали Березину в районе Горваля. Гитлеровское командование срочно перебросило в район Жлобина и Рогачева пять пехотных дивизий из-под Мозыря, две пехотные дивизии и бригаду СС из района Орши. Это помогло ему остановить наступление войск Белорусского фронта, которые к концу ноября закрепились на рубеже Чаусы—Новый Быхов—восточнее Рогачева—Стрешин и далее по При­пяти юго-восточнее Мозыря.

Тут даже какие-то почти конкретика есть, правда, забегая вперёд, мало соответствующая реальности.

В 7-м томе же «Истории Второй Мировой войны» об этих событиях рассказывается так:

К концу ноября войска Белорусского фронта нанесли тяжёлое поражение противнику, отбросили его на 130 км и освободили ряд районов Восточной Белоруссии. В декабре бои на жлобинско-бобруйском направлении не затихали. Особенно упорная борьба развернулась в полосе 65-й армии. Ее войска выходили в тыл жлобинской группировки врага. Воспользовавшись тем, что соединения армии растянулись и образовали в районе Паричей большой выступ, гитлеровцы нанесли по ним сильный контрудар с трёх направлений. Против правого фланга 65-й армии они сосредоточили три пехотные и две танковые дивизии, подтянутые из Бобруйска и других районов. Этот удар принял на себя 95-й стрелковый корпус под командованием генерала И. А. Кузовкова. День и ночь шли кровопролитные бои. Советские воины сражались героически и сдерживали натиск врага. Противник не смог снова выйти к Речице и отбросить войска фронта на рубеж реки Сож. Характеризуя эти бои, П. И. Батов писал…

Тут можно обратиться и к воспоминаниям самого Батова. Написано у него много, несколько страниц, всё процитировать невозможно, тем более, что полезной информации немного:

Противник 20 декабря нанёс сильный контрудар с трёх направлений. Гитлеровцы сосредоточили против правого фланга 65-й армии три пехотные и две танковые дивизии, подтянутые из Бобруйска и с других участков.
***
Ещё трое суток продолжались оборонительные бои. Войска армии на правом фланге отошли на отдельных участках уже на 25 — 30 километров. Но и противник, понеся большие потери, ослабел.
***
Разгром противника в районе Паричей — большая победа войск армии. … Потеряв более 7 тысяч убитыми, ранеными, много танков, противник отказался от своего замысла.

Уже из этих описаний можно понять, что дело было достаточно серьёзных, хотя речь идёт об операции даже не фронтового, а армейского масштаба.

Давайте попробуем кратко и сжато понять, что же происходило во второй половине декабря на участке 65-й армии Белорусского фронта.

В ходе Гомельско-Речицкой операции наши войска смогли сломить немецкую оборону и отбросить противника. Продвижение наших войск было неравномерным, где-то немцы отходили удерживая оборону, а где-то обороняться было просто некому — в бой шли охранные и тыловые части.

-5

Как мы видим на карте, 65-я армия прорвалась дальше всех, пытаясь овладеть Паричами. И на карте вы видите синие стрелки, которые, как легко догадаться имеют прямое отношение к интересующей нас операции Вермахта. Она получила название «Николаус» (Unternehmen "Nikolaus").

Своих сил у командования группы армий «Центр» для наступления не было, надо учитывать, что в это же время вели наступление в Белоруссии Западный и Калининский (с октября 1-й Прибалтийский) фронты. Основной ударной силой выступила переброшенная из Италии 16-я танковая дивизия. К сожалению, никаких доступных документов после 8 декабря 1943 года по этой дивизии нет, равно как и в документах 41-го танкового корпуса, 9-й армии и группы армий «Центр» крайне мало информации по её составу.

В книге Томаса Йенца указано, что в дивизии имелось 96 танков Pz.Kpfw.IV, 42 штурмовых орудия и 12 командирских танков. То есть указан штатный состав. Судя по данным на август, в Италии дивизия была полностью укомплектована и имела даже больше бронетехники. Возможно не все танки были исправны, или сломались на белорусских «дорогах», а то и просто не прибыли, поскольку у меня получается, что танков использовалось не более половины, а вот штурмовых орудий и правда не менее трёх десятков.

-6

В отличие от свежей 16-й танковой дивизии, остальные войска 9-й армии, которые предназначались для наступления, были изрядно потрёпаны в предыдущих боях.

Немалую роль в операции сыграл прибывший в состав армии 655-й противотанковый дивизион, в котором было 15 самоходных противотанковых установок Nashorn.

Можно посмотреть состав этих войск довольно подробный на 14 декабря.

Также полезно посмотреть боевой состав всех дивизий 9-й армии на 25 ноября.

-8

Состав 2-й и 9-й армий на 10 и 20 декабря:

-9
-10
-11

Во 2-й армии, несмотря на большой перечень соединений, сил для серьёзного наступления не было, дивизии были потрёпаны в предыдущих боях. В составе 2-й и 5-й танковых дивизий, 904-го дивизиона штурмовых орудий на 1.1.44 имелось 53 танка, 12 штурмовых орудий и 14 самоходных противотанковых установок, более ранних данных нет. Поэтому её роль в операции «Николаус» была вспомогательная.

Немецкое наступление началось 19 декабря.

Под удар попали 95-й и 27-й корпуса 65-й армии, частично были задействованы силы 48-й армии.

Отчётная карта 48 А, 65 А, 61 А с 7.12 по 19.12.43 г.
Отчётная карта 48 А, 65 А, 61 А с 7.12 по 19.12.43 г.

Есть подробные описания этой операции как в советских документах Белорусского фронта и 65-й армии, так и в документах 2-й и 9-й армий Вермахта. Но думаю, что это всё-таки интересно лишь для совсем погружённых в тему людей. Кому понадобиться, я могу предоставить.

Ход операции хорошо по дням показан на немецкой карте от 1 января 1944 года (Фонд 500, Опись 12472, Дело 70). Боюсь, тут она будет мелковата, но карта доступна любому, её можно скачать.

Ход операции «Николаус»
Ход операции «Николаус»

Можно посмотреть в деталях по другим картам.

Вот положение войск на 19 декабря:

-14

Видно, что советские войска подошли к Паричам, причём в направлении на запад немецких частей практически нет. Эта манит продвигаться и дальше, правда, не факт, что советская разведка это знала.

А вот как изменилась картина уже к 23 декабря:

-15

Выступ немцы уже почти срезали, наши войска вынуждены отходить:

И вот карта на 1 января 1944 года. Выступ полностью ликвидирован, линия фронта выровнялась.

-16

Надо учесть, что 16-я танковая дивизия 28 декабря отправилась в Бердищев, и дальнейшие наступательные возможности немцев на этом участке фронта свелись у нулю. На этом операция «Николаус» и закончилась. Немцам удалось решить, как минимум две задачи. Во-первых, остановить советское наступление и выровнять линию фронта. Второе, хотя они может того и не знали, сорвать подготовку очередного советского наступления.

Советские потери я уже привёл, теперь потери немецкие:

Потери 9 А с 1 по 10 декабря 1943
Потери 9 А с 1 по 10 декабря 1943
Потери 9 А с 11 по 20 декабря 1943
Потери 9 А с 11 по 20 декабря 1943
Потери 9 А с 20 по 31 декабря 1943
Потери 9 А с 20 по 31 декабря 1943

Всего за декабрь 9-я армия потеряла 9094 человека, из которых на период операции «Никалаус» пришлось 6136 человек. Но это потери по всей армии, потери войск, непосредственно принимавших участия в операции можно посмотреть в приложенных выше документах.

Что касается 2-й армии, то её потери за декабрь составили 3883 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Как видим, немецкие потери тоже весьма велики.

На этом, я пожалуй и завершу, и перейду к следующему наступлению войск Рокоссовского на белорусской земле.

Вам же пока предложу статью про другой участок боёв в Белоруссии:

Первая битва за Оршу