Найти в Дзене

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты. Реферат.

Фрагмент реферата "Правовое регулирование" - предоставлен для ознакомления.

1. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты

2. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Список литературы

1. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Заказать реферат на тему "Правовое регулирование". Перейти на сайт.

Право как социальный институт не просто механическая совокупность правовых норм, а некое органическое образование, нечто системное[1].

Метод правового регулирования отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль. От правильности выбора метода зависит, во многом, эффек­тивность правового регулирования. Но прежде всего необходимо определиться с самим понятием метода. Метод правового регулирования – это совокупность принципов, при­емов и средств воздействия права на определенный род общественных отношений с уче­том взаимного положения субъектов права. Метод правового регулирования отвечает на вопрос, как, каким образом право осуществляет свою регулятивную роль. От правиль­ности выбора метода зависит эффективность правового регулирования[2].

Выбор метода правового регулирования осуществляется законодателем на основе подбора наиболее оптимального сочетания правовых принципов, средств и способов правового воздействия, обеспечивающего эффективность правового регулирования.

В характеристике содержания метода правового регулирования необходимо учи­тывать следующие аспекты:

- общий юридический статус субъектов – правосубъектность, компетенция, отно­шения равенства или подчиненности;

- характер оснований возникновения, изменения или прекращения правовых от­ношений – (юридический факт) договор, решение компетентного органа, приговор суда, акты-действия;

- способы закрепления в источниках (формах) права предписаний о должном и возможном поведении субъектов;

- характер юридических последствий: способы, процедуры и основания их приме­нения.

В основе метода правового регулирования лежат формы взаимоотношения между субъектами, их взаимное положение. В самом общем виде можно выделить две группы методов правового регулирования: методы субординации и методы автономии[3].

Методы субординации основаны на подчиненном положении субъектов. Они ха­рактерны в большей мере для отраслей публичного права – административного, уголов­ного и др. при этом один из субъектов, как правило, наделяется государственно-властными полномочиями[4]. Иногда эти методы называют императивными, что допусти­мо, но не вполне корректно. Императивные нормы, т. е. нормы, содержащие однознач­ные государственно-властные предписания встречаются в любых отраслях права. По­этому не совсем объективно на этой основе можно осуществлять деление права по от­раслям.

Можно ли написать курсовую работу с помощью нейросети? Как не получить предупреждение в системе Антиплагиат Вуз - ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ. Статья. Читать обязательно!!!

2. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы[1].

Отсюда, систематизация – это упорядочение нормативных актов, при– ведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Полная версия работы у нас на сайте. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Поможем написать курсовую, дипломную работу, диссертацию с высоким процентом оригинальности. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Блог - читать

Портфолио - смотреть.

-2

Список литературы:

1. Бордакова, А.Г. К вопросу о классификации специальных норм в российском праве /А.Г. Бордакова // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 71-73.

2. Валиев, Р.Г. Правотворческая систематизация норм права / Р.Г. Валиев // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 27-39.

3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. Б. Венгеров. - 9-е изд., стер. - Москва : Изд-во Омега-Л, 2013. - 607 с.

4. Жижилева, Л. И. Актуальные проблемы теории государства и права : учебно-методическое пособие для преподавателей юридических дисциплин и магистрантов всех форм обучения, обучающихся по направлению 40.04.01.92 "Юриспруденция" / Л. И. Жижилева, А. В. Евсеев, А. О. Лядов ; Частное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики", Кафедра теории и истории государства и права. - Санкт-Петербург : СПбУТУиЭ, 2019. - 189 с.

5. Каплина, А.А. и др. Понятие, методы и средства механизма правового регулирования / А.А. Каплина, А.А. Сорокина, И. Чухлов, Д.Р. Падерин // Новые информационные технологии в науке. 2019. С. 193-196.

6. Мальцева, С.М. и др. Правовое регулирование: современные аспекты соотношения предмета и метода / С.М. Мальцева, А.Г. Гончарук, Е.М. Рогожкина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 46-51.

7. Миронов, В.О. Метод правового регулирования и структурирование системы права / В.О. Миронов, О.В. Кабанова // Аграрное и земельное право. 2019. № 1 (169). С. 44-46.

8. Теория государства и права (глоссарий) [Текст] : учебное пособие: 16+ / М. М. Абубакарова, Л. М. Оздамирова, М. Р. Хакимова, А. Х. Закаева ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный университет", Юридический факультет, Кафедра теории и истории государства и права. - Кисловодск : Учеб. центр Магистр, 2019. - 122 с.

9. Теория государства и права : учебное пособие / [Маслов В. А., Фалькина Т. Ю., Орлов К. А. и др.] ; Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", Кафедра теории и истории государства и права. - Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2019. - 229 с.

10. Теория государства и права : учебное пособие / О. Д. Максимова, Ю. В. Пуздрач ; Московский гуманитарный университет, Юридический факультет, Кафедра теории и истории государства и права. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2019. - 164 с.