Бытует мнение, что разной бронетехники, установленной на постаментах по всей нашей необъятной стране, с лихвой хватит на то, чтобы вооружить армию какой-нибудь небольшой страны. И почему-то мне кажется, что это утверждение недалеко от истины. За всю Россию не скажу, но вот у нас в Волгограде танков на постаментах и просто на площадках хватает. Не сказал бы, что их мало. И у каждого есть своя история, у некоторых она весьма героическая. Вот об одном таком танке и пойдёт речь.
На северо-западном склоне Мамаева кургана у автодороги по улице Землячки на постаменте установлен танк Т-34-76 «Челябинский колхозник». Он находится на месте, где 26 января 1943 года соединились части 21-ой и 62-ой армий, завершив операцию «Кольцо» по расчленению окруженной в Сталинграде группировки немецко-фашистских войск. Один из немногих сохранившихся свидетелей Сталинградской битвы обозначает сегодня один из главных этапов великой битвы на Волге.
В конце января 1943 года советские войска начали завершающий этап операции «Кольцо», в ходе которого немецкую группировку войск на территории Сталинграда предстояло разделить на две части (северную и южную) и уничтожить. Протяжённость удерживаемого врагом плацдарма составляла с севера на юг - 20 км, с запада на восток (в самой его узкой части между 21-й и 62-й армиями) - 3,5 км.
На 25 января 1943 года в кольце окружения действовало до 100 тысяч немецких солдат и офицеров. В связи с потерей аэродромов, снабжение окружённых войск резко ухудшилось. Немецкое командование, не считаясь с потерями, бросало свои войска в непрерывные контратаки. Особенно упорная борьба развернулась на южной и юго-западной окраинах Сталинграда, где действовали 64-я и 57-я армии, и в полосе 21-й и 62-й армий. Чтобы рассечь окружённую группировку на две части и соединиться, войскам 21-й и 62-й армий Донского фронта оставалось преодолеть полосу в 3,5 км.
По решению командования Донского фронта утром 26 января без артиллерийской подготовки 51-я и 52-я гвардейские стрелковые дивизии и 121-я отдельная танковая бригада 21-й армии перешли в наступление. Навстречу им выступила 13-я гвардейская стрелковая дивизия 62-й армии
В результате решительных действий войска противника были расчленены на две части: южную – скованную в центральной части города, и северную – зажатую в районе заводов «Баррикады» и Тракторный.
Первым танком, который прорвал линию обороны противника, стал танк Т-34 под номером 18, собранный на челябинском Кировском тракторном заводе — так называемом «Танкограде», из колонны «Челябинские колхозники» (этот танк был одним из 150 танков, построенных на личные средства колхозников Челябинской области).
История этой колонны такова: средства для строительства «тридцатьчетвёрок» собирали колхозники Челябинской области. С инициативой о сборе сбережений они выступили 12 декабря 1942 года, а уже 15 декабря сообщение о сборе средств было опубликовано в газете «Правда». На страницах газеты «Челябинский рабочий» также был опубликован призыв: «Товарищи колхозники, переводите деньги в фонд постройки танков на счёт 14031». Добровольных пожертвований к концу декабря было собрано ни много ни мало более 90 миллионов рублей — огромная по тем временам сумма. Этих денег хватило для формирования танковой колонны из 150 боевых машин, которые были построены к концу 1942 года. Назвали колонну «Челябинские колхозники». Заказ выполнялся Челябинским Кировским заводом. В 1943 году Красной Армии передали 150 танков KB-1с и Т-34 с надписью на башне «Челябинский колхозник». Из этого количества 93 танка изготовлены в январе 1943 г. и 72 - в феврале 1943 г. Этого количества было достаточно для укомплектования более 7 гвардейских тяжелых танковых полков. Например, 21 танк КВ-1с из состава этой колонны 14 февраля 1943 года получил 30-й гвардейский тяжёлый танковый полк прорыва (впоследствии его полное наименование стало таким: 30-й отдельный гвардейский тяжёлый танковый Брестский Краснознаменный, ордена Богдана Хмельницкого полк прорыва).
В канун нового, 1943 года, 31 декабря, танки Т-34 из состава колонны "Челябинские колхозники" были направлены в Сталинград, где комплектовалась 121-ая танковая бригада 21-ой армии генерала Ивана Михайловича Чистякова. Уже 5 января 55 «тридцатьчетвёрок» с надписями «Челябинские колхозники» на башнях прибыли на железнодорожную станцию Иловля, откуда своим ходом отправились бить врага.
26 января 1943 года танки 121-ой бригады под командованием полковника Михаила Васильевича Невжинского вышли с северо-запада к Мамаеву кургану — высоте, где до сих пор шли ожесточённые бои. Возглавлял танковый «клин» танк с бортовым номером 18. Подавив огневые точки противника и форсировав окопы и препятствия, «Челябинские колхозники» вышли к атаковавшим гитлеровцев бойцам 284-ой стрелковой дивизии полковника Батюка. Впоследствии 121-я бригада преобразована в 27-ю отдельную гвардейскую танковую бригаду. Участвовала в Курской битве, далее участвовала в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии.
По окончании боёв танк остался на Мамаевом кургане. Вероятнее всего потому, что был подбит. Тогда же был увековечен подвиг экипажа, первым прорвавшим оборону немецкой армии. Ремонтники 121-й танковой бригады Автономов, Кимош, Панасюк и рядовой Андрусов приварили на правую сторону башни металлический лист с надписью:
Танк «Т-34» № 18
«Челябинский Колхозник»
121 танковой бригады, ныне
27 гвардейской, которой коман-
довал полковник Невжинский.
Ком. танка Канунников
Мех. водитель Макурин
Ком. башни Колмогоров
Радист Семеновых
Рядом была приварен второй лист с надписью:
Здесь 26.01.1943 г. в 10:00
произошла встреча этого тан-
ка, шедшего с запада впереди
танковой бригады полковника
Невжинского, с частями 62-й ар-
мии, оборонявшей Сталинград
с востока.
Соединение 121-й танковой бригады
с частями 62-й армии разделило
вражескую немецкую группировку
на две части и способствовало её
уничтожению. Полная ликвида-
ция немецких войск под Ста-
линградом произошла 02.02.1943 г.
Эти листы и сегодня находятся на башне танка, увидеть их может каждый.
О том, как экипаж танка №18 прорвал линию противника, очень ярко написал командир бывшей 422-й (81-й гвардейской) Красноградской стрелковой дивизии Иван Морозов в своих мемуарах «От Сталинграда до Праги: записки командира дивизии», который лично встречался с Николаем Макуриным (механиком-водителем танка).
Танки все шли и шли вперед. Препятствия брались с ходу. Танковый строй походил на журавлиный клин, в голове которого был вожак— танк №18. Тридцатьчетверка мяла все, что попадалось на ее пути, – окопы, траншеи, давила вражеские орудия и пулеметные точки.
– Осторожнее, старшина, – шутил командир, – так ненароком и самого Паулюса придавишь.
– Попадется, и его припечатаю, – отвечал Макурин и еще пристальнее вглядывался в белоснежную даль. Казалось, Мамаев курган медленно плыл навстречу танкам, готовый принять их на свою израненную грудь...
Вскоре на кургане в рост появились люди. Они сначала шли, потом побежали. С каждой минутой их становилось все больше и больше. Макурин плотнее прильнул к триплексу. Люди бежали навстречу танкам.
– Наши! – услышал механик-водитель голос Канунникова.
Макурин открыл люк. Командир тоже поднялся над башней.
Курган гудел многоголосым «Ура!». Т-34 застыл у самого подножия кургана. Танкисты выскочили из машины и тотчас очутились в объятиях защитников Сталинграда. Такое произошло 26 января 1943 года, в час, когда рассеченная на части и зажатая в железном кольце вражеская армия Паулюса судорожно металась по сталинградской земле, а сам фельдмаршал вместе со своим штабом закрылся в подвале городского универмага.
Вообще стоит рассказать поподробнее об экипаже данного танка. Информации удалось найти немного, но вот что есть:
Командир танка лейтенант Николай Канунников.
Родился в 1921 году. Место рождения - Украинская ССР, Ворошиловградская область, станция Попасная. Погиб на Курской дуге между сёлами Ржавец и Маслова пристань в июле 1943 года.
Механик-водитель старшина Николай Ермилович Макурин. Родился в 1916 году. Родился в селе Чусовое (ныне центральная усадьба колхоза «Новая жизнь» Шалинского района). Механик-водитель танка «КВ», а затем «Т-34». С началом Великой Отечественной войны призван в танковые войска, но поначалу служил механиком-испытателем на танковом заводе. Далее был переведён в учебную часть на должность инструктора — обучал вождению танков КВ. В сентябре 1942 года был переведён в действующую армию и принял первый бой в районе Котлубани. Уже в октябре получил звание «Отличный танкист». Кроме Сталинградской битвы принимал участие сражении на Курской дуге, в битве за Днепр, в боях за Будапешт, Вену. Его именем названа улица в посёлке Шаля Свердловской области. Единственный из всего экипажа дожил до Победы. Умер Макурин в 1974 году.
Командир башни Владимир Колмагоров. Ничего о нём не смог найти. Известно только, что он погиб в 1943 году на Курской дуге.
Радист Семеновых Константин Павлович. Информации практически нет. Известно только, что он сгорел в танке 12 июля 1943 года. Захоронен в селе Вознесеновка Щебекинского района Белгородской области.
Танк был передан в дар городу и в уже в середине 50-х годов к танку, стоящему на постаменте, водили экскурсии. Туристы прибывают несмотря на то, что «Челябинский колхозник» находился в то время фактически на окраине города, вокруг не было ничего, даже дороги. Сегодня, конечно, ситуация другая. Прошли годы и сегодня танк «Челябинский колхозник» находится практически в центре города, в одном из густонаселённых микрорайонов Дзержинского района. Постамент расположен у проезжей части автодороги по улице Землячки, которая выходит прямо к мемориалу на Мамаевом кургане. У постамента установлен информационный щит, на котором рассказывается история танка-памятника.
Изначально танк-памятник находился на земляной площадке, затем для него был выстроен специальный постамент размером 4,40х7,60х2,76 м, облицованный гранитными плитами.
На передней части постамента установлена памятная плита с описанием исторического события соединения двух армий:
Здесь 26 января 19436 года в 10.00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока.
Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило немецкую группировку на две части, что способствовало ее уничтожению.
В 2020 году была проведена реставрация изрядно обветшавшего памятника. Были проведены работы по консервации и защите от коррозии боевой машины, восстановление части недостающих агрегатов (у танка отсутствовали двигатель, крышка моторно-трансмиссионного отсека, «яблоко» лобового пулемёта и многие другие детали). Кроме того, восстановили постамент памятника, заменили облицовочные гранитные плиты, провели благоустройство прилегающей к памятнику территории.
2 февраля 2021 года, в день празднования 78-й годовщины Победы в Сталинградской битве, танк-памятник «Челябинский колхозник» был торжественно открыт после реставрации.
Так как «Челябинский колхозник» не принадлежит музею-заповеднику «Сталинградская битва» (танк является федеральным памятником и принадлежит Росимуществу, находясь в пользовании музея-заповедника), он не включён в экскурсии, проводимые на Мамаевом кургане. Однако сотрудники музея-заповедника всегда упоминают о нём в своих рассказах о битве на Мамаевом кургане и у полотна панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом».
Вот такие памятники есть в нашем городе.
Ещё статьи на похожую тематику:
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь