8 ноября истребители-бомбардировщики ВВС США начали подготовку к удару по Синыйджу и расположенному рядом мосту через Ялу. На протяжении всей Корейской войны этот мост был занозой для сил ООН, так как использовался китайцами для массовой переброски войск и военной техники в Северную Корею.
Примерно за 90 минут до появления бомбардировщиков «Мустанги» и «Падающие звезды» атаковали зенитные батареи на левом берегу реки Ялу бомбами, ракетами и пулеметным огнем. B-29, приближающиеся на высоте 6000 м, сопровождались F-80C, которые уже атаковали зенитные батареи бомбами и канистрами с напалмом. За несколько минут до того, как B-29 сбросили свои бомбы, пилоты истребителей сопровождения заметили восемь МиГов, разделенных на две группы, приближавшихся с китайской стороны реки. Ведущая группа из четырех советских истребителей атаковала «Мустанги», которые продолжали обстреливать зенитные батареи, а второй вылет был атакован F-80C.
В любом случае, прикрывающая группа из четырех МиГов должна была уклониться от атаки F-80, а не наносить свой удар по В-29. Кроме лейтенанта Харитонова, который предпочел пикировать, остальные советские летчики-истребители уклонились от «Падающих звезд», круто уходя в сторону. Американский летчик Браун, увидев проходящий под ним МиГ Харитонова, перевернулся и пикировал на своего противника. F-80 был тяжелее МиГа и быстрее разгонялся в пикировании. Браун поймал советский истребитель в перекрестье прицела близко к земле и нажал на спусковой крючок, но из его шести пулеметов выстрелил только один.
В этот момент Харитонов сбросил внешние топливные баки, пытаясь облегчить свой истребитель. Браун принял сброшенные баки за обломки. До этого ни один пилот ООН не видел, чтобы МиГ-15 выбрасывал внешние баки - более того, Харитонов стал первым советским летчиком в Корее, который сделал это во время боя.
На самом деле, в период боевых действий количество сбрасываемых баков на МиГ-15 было ограничено, и поэтому каждый из них считался на вес золота. Поэтому пилотам приходилось мириться с ухудшением летных характеристик ради продления пребывания в районе боевых действий. Эта проблема была решена позже.
Шлейфы керосина, которые тянулись за баками, когда они падали в сторону от пикирующего МиГа, усиливали иллюзию того, что истребитель Харитонова был поражен. За мгновение до того, как Харитонов вышел из пикирования на предельно малой высоте, Браун потерял из виду поврежденный самолет, который, как он полагал, находился в дымке недалеко от земли. Но Браун видел пыль и дым, поднимавшиеся от земли, когда баки сбрасываемого самолета врезались в землю, что он принял за свидетельство своего успеха. Однако в тот же момент Харитонов уже взял курс на Аньшань.
Поскольку двухместных МиГ-15 в то время не было, советские части в Китае полагались на такие самолеты, как Як-17УТИ, чтобы познакомить китайских и северокорейских пилотов с реактивной авиацией. Этот самолет был приписан к 29-му ГвЛАП на авиабазе Дачан в 1950 году.
Подразделениям не удалось выполнить свою самую важную задачу, так как «Суперкрепости» беспрепятственно бомбили свои цели. Через 30 минут после завершения атаки истребителей над Синыйджу появились 70 В-29, которые сбросили на город 580 тонн зажигательных бомб.
Когда основные силы отступили, еще девять «Суперфортрессов» прошли над городом и атаковали мост Ялу, но сброшенные ими 454-килограммовые фугасные бомбы повредили только дорогу, ведущую к мосту, а не само сооружение. Советские истребители не смогли перехватить B-29, потому что слишком поздно получили сигнал о начале боевых действий. К тому времени, когда они достигли Синыйджу, пилоты МиГов видели только хвосты удаляющихся бомбардировщиков, поэтому преследовать их не имело смысла.
9 ноября RB-29A из стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США в сопровождении двух самолетов Shooting Starsбыл направлен в район Синыйджу для руководства ударом американских военно-морских самолетов.
Оказавшись в районе цели, самолет был атакован двумя МиГ-15 под управлением майора Бордуна и старшего лейтенанта Дымченко. Они совершили два захода на RB-29, который загорелся, а затем на полном ходу пикировал на территорию, контролируемую ООН. Советским летчикам была засчитана общая победа. В итоге RB-29 разбился при попытке аварийной посадки на авиабазе Джонсон в Японии, погибли пять членов экипажа.
Позже в тот же день МиГи столкнулись с F9F. Майор Александр Стулов и старший лейтенант Казначеев сбили по одной «Падающей звезде» .
10 ноября F9F вновь атаковали мост у Синыйджу. На их перехват были подняты семь МиГ-15 из 139-го ГвИАП и шесть из 72-го ГвИАП, но истребители из последнего полка прибыли слишком поздно, чтобы вступить в бой с противником.
МиГи вели интенсивные боевые действия еще четыре дня, причем советские летчики неоднократно сталкивались с «Суперфортрессами», «Мустангами», «Падающими звездами», «Пантерами» и «Скайрейдерами». В ходе этих столкновений пилоты МиГов сбили пять B-29, пять F-80, два F-51 и один F-47. В свою очередь, один МиГ-15 был потерян, когда старший лейтенант Насонов из 28-го ГвИАП погиб в бою с F-80 11 ноября. Насонов участвовал в 28 воздушных боях и одержал 12 побед, совершив 226 боевых вылетов во Второй мировой войне. 18 ноября 14 летчиков 139-го ГвИАП сразились с 30 самолетами противника. Капитан Пахомов и лейтенант Булаев сбили по одному «F-80». Майор Александр Стулов из 28-й ИАД сбил F-80 9 ноября 1950 года.
Продолжение следует….
Поддержите канал-поставьте лайк