Йога-сутры Патанджали — это древний текст, который считается основополагающим для практики и философии йоги. Авторство текста приписывается мудрецу Патанджали, который систематизировал знания о йоге в форме кратких афоризмов или сутр.
Йога-сутры состоят из 196 сутр, разделенных на четыре главы, и охватывают широкий спектр тем, от практических аспектов йоги до философских концепций.
Вот десять ключевых идей Йога-сутр Патанджали и их краткое объяснение:
1. Четыре главы Йога-сутр
Йога-сутры разделены на четыре главы:
- Самадхи Пада (о концентрации ума),
- Садхана Пада (о практике),
- Вибхути Пада (о достижениях йоги)
- Каиваля Пада (о освобождении).
Каждая глава предлагает уникальный взгляд на путь йоги.
2. Определение йоги
Во втором афоризме первой главы Патанджали определяет йогу как "нгродхах читта вритти" (ограничение колебаний ума). Это означает, что йога — это способ достижения состояния, в котором ум освобождается от беспорядочных мыслей и колебаний.
3. Пять видов колебаний ума (вритти)
Патанджали идентифицирует пять видов колебаний ума: правильное познание, неправильное познание, воображение, сон и воспоминания. Осознание и контроль над этими колебаниями считаются ключом к практике йоги.
4. Восьмеричный путь йоги (Аштанга йога)
Патанджали описывает восьмеричный путь йоги, который включает Ямы (этические нормы), Ниямы (самодисциплина), Асаны (физические позы), Пранаяма (контроль дыхания), Пратяхара (отстранение чувств), Дхарана (концентрация), Дхьяна (медитация) и Самадхи (самореализация или осознание).
5. Ямы и Ниямы
Ямы и Ниямы являются первыми двумя ступенями в Аштанга йоге и представляют собой этические принципы и личные дисциплины соответственно. Они включают такие качества, как ненасилие, правдивость, неукрасть, умеренность и неприкосновенность собственности в Ямах, а также чистоту, довольство, аскетические практики, изучение священных текстов и преданность Богу в Ниямах.
6. Асана
Асаны, или физические позы, считаются третьей ступенью в Аштанга йоге. Патанджали подчеркивает, что асаны должны быть устойчивыми и комфортными, способствуя подготовке тела и ума к медитации.
7. Пранаяма
Контроль дыхания или Пранаяма — это четвертая ступень. Патанджали утверждает, что регулярная практика Пранаямы очищает энергетические каналы тела и успокаивает ум, готовя его к концентрации.
8. Пратяхара
Пратяхара означает отстранение чувств от внешних объектов и является пятым шагом. Это практика, которая помогает уму сосредоточиться внутри, минимизируя внешние раздражители.
9. Дхарана, Дхьяна, Самадхи
Последние три ступени — концентрация (Дхарана), медитация (Дхьяна) и самореализация (Самадхи) — ведут к глубокому погружению в медитативное состояние, в котором достигается полное единение с объектом медитации.
10. Каивалья
Конечная цель йоги, согласно Патанджали, — Каивалья, или освобождение. Это состояние абсолютной свободы и изоляции от всех материальных привязанностей и страданий, достигаемое через глубокую практику йоги.
В этой короткой статье мы рассмотрели фундаментальные концепции Йога-сутр Патанджали, которые оказали огромное влияние на практику и философию йоги во всем мире.
Более подробное изучение йоги от физиологии до философии проводится в Московском университете йоги.