Я насчитала двенадцать школьных дисциплин, которые преподавались в советской школе, а затем либо совсем исчезли, либо претерпели значительные изменения. Некоторые, правда, успели и появится и исчезнуть ещё во времена СССР.
Арифметика
До конца 60-х у младших школьников был предмет, который назывался не математика, а арифметика. Перешёл он ещё из дореволюционной поры и спокойно существовал до математической реформы 1968 года. Арифметика предмет более узкий, чем математика и предполагает лишь обучение счёту и четырём действиям (сложение, вычитание, умножение, деление), но зато доводит это до автоматизма. Согласно новым правилам было введено:
Изменение сроков и содержания начального обучения математике: 3 года вместо 4-х; вместо курса арифметики с основной задачей - обучение счету - курс математики, то есть арифметики натуральных чисел и основных величин с элементами алгебры (с ранним введением буквенной символики и уравнений, как главного способа решения задач) и геометрии положения.
Чистописание
Чистописание преподавалось с 1 по 3 класс и было отменено вместе с арифметикой в 1968 году. Начинали вырабатывать каллиграфический почерк первоклассники со второго полугодия. Применялась система от простого к сложному. Все буквы были поделены на три группы по сложности написания. Для выработки ритмичности слова и буквы писались под счёт. Надо отметить, что практически у всех кто занимался чистописанием в школе на удивление понятный и красивый почерк. Т.е. толк от занятий был на лицо.
Конституция СССР
Предмет, который два раза вводили в школьную программу, как самостоятельный. Первый раз в 1937/38 учебном году для 7 классов, второй раз в 1957/58 учебном году для 10 классов. С 1962 года изучение Конституции перенесли из отдельной дисциплины в курс по обществоведению.
Психология и логика
Объединила эти предметы, т.к. преподавались они в одно время и, как следует из растиражированной на просторах интернета информации, появились благодаря постановлению 1946 года «О преподавании логики и психологии в советской школе». В постановлении якобы были такие слова:
"... считаем совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология".
"В течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года ввести преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза".
То, что предметы такие существовали сомневаться не приходится, т.к. есть учебники. Насчёт всего остального есть сомнения. Во-первых, перерыв «весь» интернет я не нашла текста постановления, только переписанные «под копирку» строки о его существовании. Во-вторых, в педагогической энциклопедии 1968 года тоже нет ни малейшего упоминания о таких предметах. Возможно статью прочитают те, кто знает достоверную информацию по этому вопросу. Буду очень благодарна, если оставите свой комментарий.
Пение
Ныне «Музыка». Изменилось не только название, но и суть урока. Сейчас цель урока – привить правильное музыкальное восприятие, научить понимать музыку (в основном классическую), анализировать произведения. По плану уроки делятся на теоретические и практические. Я практических уроков, на которых поют не встречала. Все знакомые мне дети изучают исключительно теорию и предмет откровенно недолюбливают.
В советское время мы в основном пели, к великому моему счастью хором. Песни были, конечно, в основном подходящие к той эпохе. Моя любимая до сих пор «Дремлет притихший северный город».
Труды
Сейчас существует аналог трудов – технология. Но по сути это абсолютно разные предметы. На уроке времён СССР осуществлялось обучение процессу на практике, причём мальчиков учили мужскому труду, девочек женскому. В современной школе разделения по полам нет и учат, в принципе, тому же, но только теоретически. Особенно полезными были уроки труда в старших классах советской школы. Мы проходили обучение на разных предприятиях и к окончанию школы уже имели свидетельство о наличии профессии или даже права на управление автомашиной. У меня, например, есть свидетельство скорняка.
Как ни странно, урок трудового обучения это не советская находка. Внедрили его в Финляндии аж в 1866 году.
Естествознание и природоведение
Сейчас предмет приобрёл более расширенный формат и называется «Окружающий мир». До середины 60-х школьники изучали естествознание, затем предмет преобразовали в природоведение. Оба предполагали активное изучение. Были уроки-экскурсии на природу, дневники наблюдений, составление гербария. Суть, что тогда, что сейчас была одна – подготовить учеников младших классов к изучению биологии, химии, физики, географии.
Немецкий язык
Если сейчас обязательным предметом является именно английский язык, то в советской школе обязательным был просто иностранный. Им мог быть и английский, и немецкий, и даже французский. Чаще всего изучали именно немецкий. Много раз задавалась вопросом почему именно его? В некоторых источниках пишут, что на немецком писались тогда основные научные исследования. Но это не точно :)
Начальная военная подготовка (НВП)
НВП чаще всего любили. Один день в неделю в школу можно было прийти не в школьной, а в военной форме. Рубашка и юбка (брюки) цвета хаки, на шее галстук такого же цвета. На уроках давали и теоретические и практические знания. В основном занимались вместе и девочки и мальчики, но периодически классы разделяли и девочки изучали азы первой медицинской помощи, а мальчики ездили на своеобразные сборы.
Черчение
Предмет, который был для школьников или лёгким-лёгким, или трудным-трудным. Это при том, что учить почти ничего не надо было. Я относилась ко второй категории и хорошо чертить так и не научилась. С какой целью черчение в школе преподавали? Чтобы развить пространственное мышление, привить школьникам усидчивость, аккуратность и другие положительные качества характера, а также подготовить к возможности обучения техническим специальностям.
До 1932 года черчение входило в курс математики и изобразительного искусства. После того, как предмет был выделен в отдельный он тоже много раз претерпевал изменения. Его изучали то с 7 по 10 классы, то с 6 по 8. В некоторых школах была специализация «Чертёжник» на уроках трудового обучения в старших классах.
Астрономия
Очень интересный и очень сложный предмет. Преподавался в 10-м классе. Целью преподавания данной дисциплины было формирование у учащихся материалистического мировоззрения, так как вопросы появления Земли, развития Вселенной, процессов происходящих в космосе подавались с точки зрения диалектического материализма. А также укрепление связи школьного обучения с жизнью. Вообще понимание процессов происходящих вокруг (в том числе в космическом пространстве) очень полезно для человека и позволяет ему делать правильные выводы даже в сложных вопросах.
Этика и психология семейной жизни
Этот предмет достижение 1980-х. Предполагалось, что он научит молодёжь жизни и поможет создать крепкую ячейку общества. Но то ли его ввели в программу поздновато, то ли школьникам он был не сильно интересен и по факту получилось, что урок был для «протирания штанов». Ходить ходили, но не особо много полезного почерпнули. Кстати, эта же дисциплина должна была научить правильно распределять и тратить семейный бюджет. В итоге большинство этому научила непростая жизнь в 90-х, а кто-то в ходе обучения жизнью достаточно сильно успел пострадать.
Может я что-то пропустила? Какой «старенький» предмет вы бы вернули в систему образования?