Есть авторы, которым катастрофически не везет с экранизациями. Но Патрисия Хайсмит к ним не относится) Начиная с “Незнакомцев в поезде”, поставленных самим Хичкоком, за ее произведения брались режиссеры высшего уровня. И, конечно, главным любимчиком кинематографистов стал Том Рипли - мошенник и убийца, которому она посвятила целых 5 романов. Правда чаще всего для экранизации выбирали самый первый роман “Талантливый мистер Рипли”. И это отличный пример того, как на основе одной и той же истории были созданы три совершенно разных фильма, причем все очень талантливые. Так как недавно вышел новый мини-сериал по этому роману, то есть повод его обсудить и вспомнить старые варианты. Я, например, с удовольствием параллельно с сериалом познакомилась и с экранизацией Рене Клемана 1961 года (с Рипли - Делоном), и пересмотрела горячо любимый фильм Энтони Мингеллы 1999 г с Мэттом Деймоном. И было крайне интересно сравнить, как в фильмах смещаются акценты, как подаются одни и те же сцены и как каждая история ведет к своему отдельному финалу.
Буквально два слова про сюжет, если вы вдруг с ним незнакомы. Богатый промышленник принимает молодого бедного парня (Рипли) за сокурсника своего сына (Дикки) и просит его поехать за наследником в Италию, чтобы вернуть домой к семейному бизнесу. Рипли втирается к Дикки в доверие и очаровывается образом богатства и роскоши, которых в его бедной жизни нет. И решает заполучить их любой ценой…
Итак, 1960 год. Спустя 5 лет после выхода книги на экраны выходит фильм “На ярком солнце” известного французского режиссера Рене Клемана. Это еще не ретро) Актеры играют своих современников. На фоне солнечных итальянских пейзажей у нас красавчик Делон - ловкий самовлюбленный Рипли, поджидающий удачного момента для осуществления своего плана. Делон в свои 24 сказочно хорош (кажется, я только сейчас, увидев его молодым, поняла, что такого находило в нем поколение моих родителей) Изначально Делон должен был играть роль Дикки (здесь имя заменено на Филиппа), но актер, планировавший играть Рипли, отказался, и Делон (тогда еще мало кому известный) выпросил себе повышение до главной роли. Делон-Рипли - самовлюбленный хитрый манипулятор, а сам фильм в условиях не шибко богатого на события сюжета за счет великолепной режиссуры Рене Клемана превращается в увлекательный детектив, где в центре не расследование преступлений, а их совершение и попытки преступника избежать наказания. “На ярком солнце” и сейчас прекрасно смотрится (ну, может, музыкальное сопровождение начала 60-х немного режет слух), хоть и не пытается отразить психологию главного героя - разве то, что его просто играет молодой Делон, - недостаточно, чтобы мы ему сопереживали? Режиссер немного подыгрывает герою, добавляя отрицательных черт Дикки (он здесь не вызывает особого сопереживания). В итоге получается, отличное жанровое кино. Но и по законам жанра того времени, финал будет ярким, но не соответствующим оригинальному роману…
Те, кто видел первой экранизацию с Делоном, наверно, с трудом могли принять фильм Энтони Мингеллы (к тому времени уже собравшего урожай Оскаров за “Английского пациента”) с Мэттом Деймоном - максимально невзрачным, нервным молодым человеком, действующим не по четкому плану, а по обстоятельствам. Такая мотивация была сильным отхождением от романа, но тем, для меня лично, Рипли Деймона и интереснее. Это антигерой в становлении, который проходит путь от умного, бедного и не очень красивого мальчика, которому хочется любви и возможности не думать о том, как заработать себе на жизнь, к хладнокровному убийце. И путь этот выстроен режиссером так, что невозможно не прочувствовать то, что испытывает герой. И в этом главное, на мой взгляд, отличие «Рипли»-1999 от первой и последней экранизации - это история невероятно вовлекает на эмоциональном уровне и работает как драма куда больше, чем триллер. Вы можете сопереживать Рипли, вы можете его ненавидеть или испытывать чувство брезгливости. Вы можете любоваться красотой и энергией Дикки (в блестящем исполнении молодого Джуда Лоу - роль превратит его из малоизвестного британского актера со смазливой мордашкой в номинанта Оскара и голливудскую звезду), вы можете его презирать. Но вы точно будете испытывать эмоции и попадете под чары этой экранной пары. Впрочем, не только их. Сейчас пересматривала фильм с мыслью - какие же они все тут молодые! На вторых ролях будущие обладатели Оскаров - Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт (у нее их аж 2), Филипп Сеймур Хоффман (которого уже нет в живых). Блестящий кастинг на фоне все той же залитой солнцем Италии. И драма о том, как больно чувствовать себя отверженным, как больно понимать, что ты чужой среди этих людей, просто потому что родился не в той семье и сколько не бейся - своим не станешь, и как единожды преступив черту, ты все дальше и дальше погружаешься в ад.
И, наконец, последний “Рипли”. Услышав, что Нетфликс снимает сериал c Эндрю Скоттом, я сразу поймала себя на мысли: “Ой, ну все… Будет нам тут драма о нетpaдиционных отношениях”, поскольку это Нетфликс (а у них никак без этого), во-вторых Эндрю Скотт (который мне очень нравится как актер, но он же известен как представитель того самого движения из 4-х букв), ну и в прошлом фильме отношение Рипли к Дикки имело ту самую подоплеку (но так как фильм 1999-го года, а не современный, то там все показано на уровне намеков, не раздражающих, а именно усиливающих драму). Однако ж нет))) Новый сериал, кажется, вообще обходит не только тему таких отношений между главными героями (хоть и упоминаемых косвенно в другом контексте), но он, вообще, избегает любых эмоциональных тем. “Рипли”-2024 предельно холодное очень медленное и отстраненное кино, снятое в черно-белых тонах. Первую серию я еле осилила (особенно раздражал очень медленный темп), но потом втянулась. Во-первых, визуальный ряд здесь потрясающий (и черно-белое изображение смотрится свежо, хоть местами и сильно тоскливо), во-вторых, как я уже говорила, Эндрю Скотта я очень люблю, а он этот фильм на себе вытягивает за счет актерской игры. В-третьих, конечно видна рука профессионалов. Режиссер фильма - Стивен Зиллеан - обладатель Оскара за сценарий “Списка Шиндлера”, половина его сценарной фильмографии - фильмы, известные на весь мир. И тут каждый кадр, каждый диалог - все великолепно. Проблема одна - это не вызывает ровным счетом никаких эмоций)) Ну, кроме восхищения чисто технической стороной. Мне ни разу не удалось поверить в отношения Рипли и Дикки, Дикки и Мардж (разве что отношения Рипли - Мардж более-менее похожи на живые) - персонажи на редкость скучные, они не вызывают ни симпатии, ни жалости - не вызывают ничего. Хотя ладно, местами Мардж (Дакота Фаннинг) меня подбешивала, но, я думаю, это часть замысла. Скотт, ну, наверно, только к последним сериям у меня начал вызывать какую-то толику сочувствия, именно когда появилась опасность, что все раскроется. Да и в конце были задеты некоторые интересные темы (не буду спойлерить), и мне эти находки показались очень удачными. Как, впрочем, и финальная точка. Хоть и явно надуманная (как и все в этом фильме), но тоже красивая) Но, честно, это не то же, что было в фильме 1999 года.
В новой экранизации Рипли, как и герой Делона в первом фильме, завершенный характер, без развития. Разница в том, что он старше (и это реально режет взгляд и перечеркивает естественность его отношений с Дикки), он непривлекателен и он уже изначально психопат, ненавидящий людей. Интересно ли смотреть про такого? Один раз - да, вполне можно. Но желания пересматривать, как с фильмом 1999-го года, у меня не возникнет. Та история была живой и заставляет переживать и задумываться даже при повторном просмотре. В «Рипли»-2024 же - совершенство идеальной картины (недаром аллегория новой экранизации статичная живопись, в то время как в фильме Мингеллы герои увлекались музыкой - динамичным видом искусства), но совсем мало человеческой психологии. Хотя в любом случае, бесспорно, эта экранизацию стоит посмотреть, она точно на голову лучше многого из того, что снимает сейчас Нетфликс. Но для меня идеальное воплощение истории Рипли - фильм с Деймоном и Лоу.
А вам какой из этих фильмов больше всего нравится? Кто идеальный Рипли?
P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень поможет развитию канала📖