(статья шестая)
Одна из первых статей этого цикла называлась «Водитель, улыбнитесь, вас снимают, на фото и видео». Если вы читали статьи этого цикла, то у вас тоже, видимо, есть ощущение, что радоваться нечему. Вместо вполне понятных целей применения административных штрафов за нарушение дорожных правил, таких целей, как обеспечение безопасности, профилактика ДТП, снижение аварийности и смертности на дорогах, в России создана и успешно работает система, позволяющая использовать штрафы, как механизм получения дополнительного пополнения бюджета. Безопасность граждан – сопутствующая задача, которая решается параллельно достижению финансового результата административных штрафов. Пожалуй, это мой главный вывод. небесспорный, но откровенный, без оглядки на мнение авторитетных экспертов и представителей властей.
А теперь возвращаюсь к главной теме. Статья – крайняя в цикле, сегодня – основные выводы и оценки. С главного я начал.
В случае обжалования в суде
Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении следует подавать, руководствуясь требованиями статьи 30.2 КоАП РФ, судье, в орган, должностному лицу, которые вынесли постановление и которые обязаны направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Инспектору, вынесшему постановление, жалобу подавать не обязательно, хотя упомянутая статья закона этот вариант тоже предусматривает.
Административное обжалование, как таковое, также как общий срок давности – «спящая» норма закона. За тридцать лет юридической практики мне приходилось десятки раз подавать жалобы различным должностным лицам ФССП РФ. Не могу вспомнить ни одного случая, когда бы на жалобу был получен ответ. Видим, ведомственная традиция у судебных приставов – не реагировать на жалобы граждан. Строго у приставов с этим, порядки - как в осажденной крепости.
Если все-таки вы решили жаловаться
Жалобу следует подавать в течение десяти суток с момента вручения или получения копии Постановления. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
Время работает на автовладельца
Не рекомендую спешить с обжалованием, все действия желательно совершать в предпоследний день истекающего для этого срока. Автовладелец может приехать на почту в предпоследний день хранения там «письма счастья» с Постановлением (или приехать, но не получить, если срок хранения не истек). Может подать жалобу на 9-ый день, то есть за сутки до истечения срока, причем направить жалобу почтой, заказным письмом. Иными словами, автовладельцу спешить некуда… Процессуальными сроками ограничен не только он, но и инспектор (не успеет вынести постановление за два месяца – не будет никакого штрафа), и суд (у суда есть три месяца на вынесение решения, и судебный пристав-исполнитель. И все они, даже при таком «резиновом» нормативно-правовом регулировании, эти сроки иногда нарушают. Автовладельцу можно использовать эти ошибки. Иногда это позволяет штрафы не платить. Время – на стороне автовладельца.
Последствия уклонения от оплаты штрафа
Последствия уклонения от уплаты штрафов ГИБДД могут быть разные, от увеличения суммы и новых штрафов до принудительных работ и административного ареста на 15 суток. Последняя мера применяется редко, чаще всего, по отношению к злостным правонарушителям и водителям с неуравновешенной психикой, агрессивным и склонным к обострению ситуации (таких отвозят в отдел почти всегда). В случаях, когда нарушение зафиксировано камерами фото-, видео-, контроля, административный арест не предусмотрен. На практике, инспектор, который зафиксировал нарушение правил, в таких случаях исходит из того, насколько необходим арест, исходя из личностных качеств правонарушителя. Человека, имеющего постоянную регистрацию, личность которого установлена и не вызывает сомнений, никто в отдел не повезет, если сам правонарушитель не провоцирует применение такой меры.
Последствия повторных штрафов
Замечено, что автовладельцы часто недооценивают последствия повторных правонарушений на автомобильных дорогах, ошибочно полагая, что единственное, что им угрожает в этом случае – новые штрафы. Инспекторы ДПС имеют право увеличивать сумму штрафа в случаях, если административный правонарушитель – злостный, например, отличается агрессивной манерой вождения. Ведь «серийными» бывают и нарушители правил дорожного движения, любители «игры в шашки», например. Информационные базы ГИБДД в наше время дают неограниченные возможности для того, чтобы иметь на каждого водителя полную, характеризующую его, информацию. Например, все комплексы фото-, видео,- фиксации в стране находятся в сетевом взаимодействии. Действующая федеральная система «Паутина», ее подраздел «Нарушения», предоставляет каждому инспектору возможность на месте определить, с каким водителем (административным правонарушителем) он имеет дело. Многие специалисты считают, что практика увеличения суммы штрафов для злостных нарушителей правил дорожного движения применяется не всегда, хотя такая возможность существует. Надо полагать, ГИБДД МВД РФ этот недостаток в своей работе скоро устранит.
Собственник не управлял автомашиной? Все равно ответит он
Или ему придется серьезно заниматься обжалованием, самому ездить на рассмотрение своего административного иска в суде, нанимать юриста, чтобы представлял его интересы и, самое неприятное, возить в суд того самого человека, который был в тот день за рулем автомашины. И убедить его в необходимости дать правдивые показания. Собственники обычно предпочитают заплатить и после этого компенсировать ущерб за счет нарушителя.
У них там все всегда работает, как надо
Не советую пытаться обжаловать Постановление на том основании, что камера работала плохо и изображение не позволяет рассмотреть номер. Записи по каждому нарушению обрабатываются дополнительно, вручную. Как правило, это позволяет добиваться нужного эффекта. И потом, качество фотографий оценивается людьми, инспектором, правонарушителем и судьёй, административным правонарушителем. Как-то так получается, что личностное восприятие судьи чаще совпадает с восприятием инспектора ГИБДД…
Доверяй, но проверяй
Некоторые документы, которые автовладелец получит в связи с штрафом за административное правонарушение, могут быть заверены усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП). Особенно это характерно для документов, подготовленных судебными приставами. Это – вполне юридически допустимая практика, тем более, что усиленная ЭЦП не только подтверждает личность должностного лица – автора документа, но и защищает документ от его изменений после заверения. Но практика показала, что в случае получения документов из ГИБДД МВД РФ и ФССП РФ, следует все-таки проводить проверки усиленной ЭЦП с точки зрения срока действия сертификата: были случаи, когда такие проверки приводили к признанию в суде недействительными всех действий судебного пристава, поскольку процессуальные документы были заверены ЭЦП, срок действия которой истек.
Но если вам удалось выявить такое нарушение, советую не спешить с использованием этой информации. Если заявите о недействительности ЭЦП преждевременно, инспектор или судебный пристав успеет устранить недостаток (исправить свою ошибку) и штраф вы заплатите. Если использовать упомянутый выше аргумент на этапе обжалования, в суде, это приведет к отмене всей процедуры взыскания штрафа, то есть суд откажет в административном иске, заявленном ГИБДД МВД РФ. И тогда об этом штрафе можно забыть.
Проверка усиленной электронной цифровой подписи проводится с использованием онлайн-сервисов и какой-либо особой сложности не представляет. Рекомендаций в сети интернет по этой процедуре более, чем достаточно.
Тенденция явная и, к счастью, неотвратимая
Вне всякого сомнения, ужесточение штрафов в отношении злостных нарушителей будет применяться чаще, о чем свидетельствуют поправки, вносимые в последнее время в КоАП РФ: напомню, что с 01.01.2024 года для агрессивных и злостных нарушителей предусмотрены штрафы в размере 200 – 300 тысяч рублей. Разберутся законодатели с агрессивными водителями и пьяными за рулем – настанет очередь иных любителей нарушать правила дорожного движения. Для таких водителей законом предусмотрены не только более серьёзные санкции, (и уже никакого «льготного» периода), но даже лишение водительских прав на срок до одного года.
На этом тему о дорожных штрафах считаю закрытой, эта статья (пятая уже) – крайняя. Разумеется, если будут комментарии и, тем более, вопросы и пожелания, то мы могли бы вернуться к этой теме, например, рассмотреть конкретные эпизоды применения административных штрафов, из личного опыта читателей. Все в наших силах.
Так что, давайте комментарии, задавайте вопросы, предлагайте сюжеты для обсуждения и юридической оценки. Если мои статьи вам нравятся – ставьте «лайки, подписывайтесь на мой авторский канал на «Дзене» и страницу «ВКонтакте». Постараюсь вас не разочаровать.