Найти тему
Библия и Жизнь

Библейское учение о Троице

Оглавление

Доктрина Троицы имеет огромное значение для христианства. Причем ее нельзя связывать только с теоретическим аспектом. Данная тема имеет и практическую значимость, поскольку закладывает основание нашей веры и определяет наши действия.

Миллард Эриксон пишет: «Учение о Троице – важнейшая составная часть нашей веры. Всем трем Лицам – Отцу, Сыну и Святому Духу – надо поклоняться, поскольку это триединый Бог».

Хотя тема одного Бога в трех лицах крайне сложна для человеческого понимания, нам все равно необходимо принять это учение, поскольку в пользу него свидетельствует Священное Писание и отцы церкви.

Алистер МакГрат пишет: «Ни один человеческий ум не мог до конца постичь Бога, но мы должны, по крайней мере, попытаться понять, что такое Бог».

Хотя фраза «что такое Бог», на мой взгляд, не совсем уместна, поскольку так говорят о неодушевленных предметах, автор поднимает важную проблему и абсолютно логично говорит о непознаваемости Творца. В то же самое время МакГрат считает необходимым стремиться узнавать Бога лучше.

Поскольку Бог является главной ценностью нашей веры, нам необходимо понять, каков Он. Мы должны стремиться познавать Его настолько, насколько это возможно. Безусловно, у нас не получится познать все тайны божества, что связано с ограниченностью человеческого разума, но мы можем понять основные свойства и качества Бога, а также Его атрибуты.

Концепция Троицы свойственна только христианству. Потому нам необходимо знать, чем мы отличаемся от других религий, а также чем традиционное христианство отличается от различных ересей, отвергающих Троицу.

В этой статье мы рассмотрим суть концепции Троицы и покажем ее истинность с помощью Священного Писания.

Необходимость учения о Троице

Во время Ветхого Завета делался серьезный акцент на монотеизме. В отличие от языческих народов евреи поклонялись Единому Богу (Втор. 6:4). Этот момент очень четко прослеживается в Пятикнижии Моисея.

На первый взгляд может показаться, что тема Троицы противоречит концепции Единобожия, но никакого противоречия здесь нет. В Новом Завете мы видим проявления божественного триединства, но точно так же видим прежнюю проповедь Единого Бога (Гал. 3:20). Однако божественность Иисуса Христа и сошествие Святого Духа дает ясный повод для утверждения доктрины Троицы. Мы видим в Писании одного Бога, но замечаем, что Отец, Сын и Дух Святой имеют определенные отличия.

Элвелл пишет: «Понятие «Троица» означает, что внутри единой сущности Божества мы должны различать три «лица», которые, с одной стороны, не представляют собой трех богов, а с другой — не выступают в качестве трех частей или способов проявления Бога, но суть единый вечный Бог, изначально равный самому Себе».

Это единство трех личностей и стало проблемой для человеческого разума, который не в силах понять, каким образом 1+1+1=1. Однако подобную дилемму не следует решать с помощью интеллекта. Бог – существо, которое намного превосходит человека. Господь имеет более сложную структуру.

Он находится вне времени и во времени, вне пространства и в пространстве. Он обитает на Небе, на земле, пребывает с нами и внутри нас (Духом Святым). Он царствует во Вселенной и находится за ее пределами. Все это не просто сложно, а невозможно понять и объяснить.

По словам Спрола, внутри нас изначально встроен некий барьер, препятствующий полному и всеобъемлющему постижению Бога. Это связано с тем, что мы являемся конечными творениями, а Бог бесконечен.

Троица не подразумевает наличие трех богов. Нам необходимо отличать учение о Троице от тритеизма – ереси, согласно которой существует три Бога. Доктрина о Троице содержит попытку объяснить как Единобожие, так и Триединство.

Поскольку Иисус Христос был одновременно и Богом, и человеком, в истории церкви существовало немало дебатов относительно личности Христа. Эти христологические споры, а также языческая философия и прочие заблуждения оказывали влияние на формирование откровения о Боге.

Необходимость доктрины Троицы была обусловлена защитой истинного учения от ересей. В третьем веке получило широкое распространение так называемое монархианство. Наиболее влиятельной формой этой ереси стало модалистское монархианство. Суть этого учения сводилось к следующему: три Личности божества представлялись как три способа выражения. Главным представителем этой ереси стал Савеллий.

Первым богословом, сформулировавшим учение о Троице, был Тертуллиан. Он показал сущностное единство трех Личностей. Другим влиятельным тринитарным богословом Запада в ранней церкви был Ипполит. На Востоке концепцию Троицы отстаивал Ориген. Именно эти люди защищали тринитарное учение.

Но основная борьба развернулась чуть позже. В 4 веке разразилась полемика между Арием, который отвергал Триединство Бога, и Афанасием, который поддерживал тринитарную доктрину. Ариане отвергали божественность Сына. Афанасий же считал Иисуса Христа Богом. Для улаживания этого спора в 325 г был назначен Никейский Собор. Однако, несмотря на принятые там решения в пользу Троицы, споры все еще сохранялись некоторое время.

В 381 г решение, принятое в Никее, было утверждено на Константинопольском Соборе. Этот момент был важен в контексте споров о божественности Святого Духа. Таким образом, ранней Церкви удалось отстоять истинное христианское учение, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой является Богом.

На Востоке концепцию Троицы развил Иоанн Дамаскин, Запад руководствовался в этом вопросе трудами Августина. Реформаторы в целом придерживались того учения, которое существовало, и не добавили туда чего-то принципиально нового.

Отрицание Троицы связано с тем, что некоторые люди не признают равенство между Отцом и Сыном, а также считают Духа Святого не личностью, а силой Божьей. Такой подход является ошибочным. Тот факт, что Иисус Христос является Сыном, не делает Его ниже Отца. Подчинение Отцу – это вопрос функций, которые были у Христа во время земного служения. К тому же не следует забывать, что Иисус имеет и божественную, и человеческую природу. Но по своей сущности, Сын также вечен, бесконечен и т. п. Он обладает всеми атрибутами божества.

Дух Святой – это не просто сила Божья, а Личность. Мы видим в Писании, что Мария зачала от Духа Святого (Мф. 1:18). Павел подчеркивает важность общения с Духом Святым (2 Кор. 13:13). В Писания много доказательств Троицы.

Троица в Священном Писании

Противники доктрины Троицы обосновывают свою позицию тем, что этого слова нет Библии. Однако такой подход слишком поверхностный и незрелый.

Элвелл справедливо замечает: «Хотя это слово (Троица) и не встречается в Священном Писании, оно было признано пригодным для обозначения единого Бога, Который открыл Себя в Священном Писании как Отец, Сын и Святой Дух».

Троица – это термин, принятый в систематическом богословии. Им пользуются при рассмотрении доктрин о Боге. Тот факт, что этого слова нет в Библии, не является основанием для отвержения доктрины.

Например, в Библии нет ничего про запрет курения, поскольку табак не выращивался в те времена. Однако мы понимаем, насколько губительное воздействие оказывает никотин на организм человека. Курение – это зависимость, а также разрушение здоровья. Потому, говоря против курения, мы ссылаемся на 1 Кор. 3:16-17. Человек не может сознательно разрушать сам себя, ведь мы – храм Божий.

Вторая группа оппозиции против доктрины Троицы настаивает на том, что этого учения, якобы, нет в Библии. Эти люди ссылаются на места Писания, где указано, что Бог един, и думают, что они опровергли тринитарное учение. Сторонники теории «единства» утверждают, что Бога нельзя делить на части. Подобные взгляды основаны на непонимании некоторых вещей. Каких именно?

1. То, что Бог един, не означает, что Он не может быть Триединым.

2. Доктрина Троицы не должна наводить на мысль о делении Бога на части.

3. Не нужно пытаться заключать Бога в человеческие рамки и пытаться понять Его структуру ограниченным человеческим умом.

4. Доктрина Троицы находит свое подтверждение в Священном Писании.

В Мф. 3:16-17 описан момент крещения Иисуса. Здесь мы совершенно четко видим три личности Божественной Троицы. Сын принимает крещение в воде. Раздается голос Отца. Дух Святой спускается на Иисуса как голубь. Важно, что эти события происходят в одно время. Так что трактовать три Личности как три способа или три формы выражения Бога невозможно.

В Мф. 28:19 содержится повеление крестить верующих во имя Отца, Сына и Святого Духа. Тот факт, что некоторые «единственники» отрицают правомочность такого крещения, не выдерживает никакой критики. Да, в Деяниях Апостолов мы видим, что первые христиане крестили «во имя Иисуса Христа». Однако никакого противопоставления или противоречия здесь нет. И Матфей, и Лука прекрасно понимали, что Бог Один, но проявляется в трех лицах. Но поскольку Лука писал преимущественно для язычников, то сделал акцент на Христе.

Из Ин. 1 мы видим, что Иисус является материализованным Словом Божьим, а также что Слово – это Бог. Данный момент сочетается с изложенным в Евр. 1, где сказано, что Бог сотворил все через Сына.

Триединство прослеживается и Ветхом Завете. В сотворении участвуют все личности божественной Троицы. Вселенная, земля и все, что в ней, сотворены Божественной Мудростью, Словом и Духом (Быт. 1, Пр. 3:19). Бог Отец имел замысел. Слово содержит в Себе силу для осуществления этого замысла. Непосредственным исполнителем является Дух Святой.

Также во времена Ветхого Завета мы видим, что люди поклонялись единому Богу, на них сходил Дух Божий. Вторая личность Троица могла проявляться не только как Слово, но и как Ангел Господень. Очень интересно, что этот Ангел настолько ассоциировал Себя с Богом, что говорил от Его лица (например, Быт. 22). Ангел Господень отличался от других ангелов. На этом основании некоторые богословы стали утверждать, что таким способом в Ветхом Завете проявляла Себя вторая личность Троицы. Мы не знаем, является ли такое утверждение верным, но определенные основания для подобной теории имеются.

Можно привести немало других примеров, где в Библии видна Троица. Но, думаю, что перечисленных моментов достаточно для обоснования этой концепции. Если честно подходить к изучению данного вопроса, мы не можем отвергать Троицу.

МакГрат подчеркивает: «Очень трудно найти аналогию учения о Троице – просто потому, что оно единственное в своем роде».

Мы можем находить какие-то моменты, напоминающие Троицу. Это структура человека, структура воды и т. п. Однако все эти вещи не являются полноценными аналогами. Это лишь символы, на которые мы можем ссылаться.

Структура человека (дух, душа и тело) напоминает Троицу, но здесь нет трех личностей. Что касается воды, то она не может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Так что Троица уникальна и неповторима.

МакГрат приходит к следующему выводу: «Учение о Троице обобщает исключительно богатые и с трудом достигнутые проникновения христианских верующих в природу Бога. Для богослова оно является защитой против неправильного понимания Бога; для верующего же оно является напоминанием о величии и тайне Бога, предавшего Себя смерти на кресте».

Заключение

Тема Троицы насколько сложна, что ее невозможно было придумать. Если бы человек захотел прибегнуть к этому, то создал бы более простую модель. Троица явно превосходит человеческое понимание, потому никто из нас не может постигнуть до конца эту грань Бога.

В рамках данной работы мы выразили основную суть концепции Троицы. Для ее обосновании использовались аргументы из Священного Писания.

В результате исследования мы приходим к следующим выводам:

1. Учение о Троице – важный аспект богословия, который защищает церковь от различных ересей. С помощью этой концепции мы отвергаем ложные представления о Боге, Христе и Святом Духе.

2. Если отцы церкви считали учение о Троице очень важным, нам стоит прислушаться к их доводам. Безусловно, взгляды богословов ранней церкви – это еще не Библия. Но нам все равно следует принять их во внимание, хотя наивысший авторитет остается за Священным Писанием.

3. Для принятия учения о Троице были важные исторические предпосылки.

4. Учение о Триединстве Бога не противоречит Единству Бога, о котором часто упоминается в Ветхом Завете. Подобное противопоставление лишено логики.

5. Иисус Христос является воплощенным Богом, вечно существующим Словом Божьим. Дух Святой – это личность Божества.

6. Существуют веские библейские доказательства Троицы. Наш Бог – это Один Бог в трех Лицах.

Элвелл утверждает: «Индивидуальность и взаимная соотнесенность ипостасей Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – в корне пресекает любые попытки представить дело так, что три ее лица – всего лишь способы проявления Бога, преследующего различные цели, связанные с человечеством в деле его творения и спасения».

Учение о Боге Вседержителе, Боге Спасителе и Боге Духе должно рассматриваться в контексте Троицы.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делайте репосты!