Куда только судьба не забрасывала наших людей! Слышали когда-нибудь про Русскую сотню, охранявшую покой императора Канси, четвертого правителя в династии Цин? Потомки этой сотни спустя два века превратились в тысячу, но потом их ждала страшная судьба...
Посмотрите на эту фотографию, которая была сделана в самом начале двадцатого века.
Тут запечатлены уцелевшие православные китайцы, нашедшие приют в духовной миссии в Тяньцзине после страшных боксерских погромов, прикатившихся по Китаю. Боксерское восстание, закончившееся в сентябре 1901 года, имела ярко выраженный антизападный характер. Били и убивали европейцев, ненависть к которым тогда у простых китайцев просто зашкаливала. Ну и русским тоже досталось. В том числе и вот тем, которые на снимке.
Скажете, что на вид они вылитые китайцы? Еще бы! Трудно прожить два с лишним века в Китае и не стать вылитым китайцем. Тем не менее перед вами потомки албазинских казаков, которые всегда чувствовали себя совершенно отдельной от китайцев общностью.
Свой язык они к этому времени не сохранили. Фамилии тоже окитаились - Яо, Лу, До, Хэ. А ведь их предки когда-то звались Яковлевыми, Дубиниными, Романовыми, Хабаровыми. Зато имена остались русскими. Видите на фото нумерацию? Под номером один - ротный командир Иван, под номером два - его сын Симеон и т.д.
Кто это такие вообще, албазинские казаки? И что они делали в Китае?
Их история начинается, можно сказать, с небезызвестного Ерофея Хабарова, который в 1651 году отобрал у даурского князя Албазы поселок в месте слияния Аргуни и Шилки. Долго он там не продержался и был вынужден уйти сразу после зимовки.
Однако в 1665 году туда прибыл отряд беглых казаков Никифора Черниговского в составе 84 человек. Они искали место, где их не достанет власть, поскольку за плечами у них было вооруженное восстание против илимского воеводы. Никифор вообще был приговорен к смертной казни. Причины для восстания были весьма серьезные, но это уже другая история.
В поселке Албазин казаки укрепились и обложили ясаком местные племена. Кстати, собранную пушнину они вполне исправно посылали на запад. Дескать. мы тут не банда какая-то, мы часть русского государства. Звучит парадоксально, но в тогдашних реалиях еще и не такое бывало. В итоге в 1672 году Никифор Черниговский был помилован и официально назначен приказчиком Албазина.
Спустя десять лет Россия организовала целое Албазинское воеводство в Приамурье и прислала туда воеводу - Алексея Тобузина. Территория его расширялась, местные племена признавали себя данниками русского царя. И это крайне не понравилось Китаю, имевшему свои виды на те же самые земли.
В 1685 году под стены Албазина нагрянуло большое китайское войско. Казаки держались почти месяц, но потом вынуждены были сдаться. Город был уничтожен. Большая часть населения ушла на запад, но примерно полсотни казаков решило остаться. У них к тому времени уже были жены из местных жительниц, которым китайцы не разрешили покидать пределы своих владений. Эти казаки были уведены в Китай. Там они соединились с еще несколькими десятками казаков, ранее попавших в плен.
Чтобы закончить тему с Албазином, скажем, что через год русские вернулись туда и снова отстроили крепость. Тогда император Канси повелел отправить на город 5-тысячное войско. В этот раз осада была затяжной и очень жестокой, велась почти полгода, включая целый ряд штурмов и привела к потере половины цинского войска. Самих казаков к октябрю 1686 года осталось всего 150 человек, их которых на ногах держались лишь 45. Но одолеть казаков китайцам так и не удалось.
Албазин был покинут только в сентябре 1689 года после заключения Нерчинского договора между Китаем и Россией.
Судьба же албазинских казаков, оказавшихся в китайском плену, любопытна. Китайцы отнеслись к ним с большим уважением и зачислили в одно из подразделений маньчжурского знаменного войска, создав там специальную Русскую сотню. Тут стоит напомнить, что Китай в этот период находился под властью маньчжуров, на троне сидела маньчжурская династия, и все ключевые посты тоже были заняты маньчжурами.
Служилось казакам очень неплохо, им выделили земли, платили большое жалованье. Постепенно они совсем обжились в Китае. Обжились, но не слились с местным населением. Их потомки помнили, что они русские и что их предки были частью императорской гвардии. Правда, прибывавшие позже, в XVIII и XIX веках, в Китай православные миссии об албазинцах были невысокого мнения. Писали, что от русского в них ничего не осталось, кроме нательных крестов.
К концу XIX века количество албазинцев достигло тысячи человек. Но во время боксерского восстания несколько сотен было убито, включая священнослужителя Митрофана Цзи Чуна. В 1902 году он был канонизирован в чине священномученика. Сколько их сейчас, точно неизвестно. Данные по 2000 году указывают на 250 человек.
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Rutube (с озвучкой!)