Найти в Дзене

Экономика в древней Руси

Экскурсия на подворье

часть 2

Погодин Б.П.

Выложено 08 05 2024

Долгое время бытовало мнение, что-де в древности люди занимались собирательством, промыслами, охотой. Теперь это называется ландшафтное хозяйство. Давайте разбираться.

Охота не могла быть надёжной пищевой основой. Экосистемы нашей полосы называются олиготрофные. Зверя в них мало и выбивается быстро. Многие охотничьи угодья принадлежали князьям и боярам и были недоступны населению. Зайцы, дичь не в счёт – этим не проживёшь. Этим даже в тундре местные не занимаются и нынче. А вот скотоводством в лесной зоне заниматься можно. Скот может пастись где угодно: и в лесу, на пойменных лугах и прочих неудобьях.

Огород – понятное дело. Капуста, репа, много гороха. Лук да чеснок. Всё пришельцы с юга. Из зерновых овёс, рожь, ячмень. Урожай невелик, но без овса и ржи никак нельзя. Плодовые деревья, яблоня в первую очередь. Яблоня вообще древнейшая садовая культура. Двигалась вместе с насельниками. Ещё в 20 веке мой дед в д. Руготино что на Гжати запасал яблок бочками и даже ямами. В ямы складывали и присыпали землицей на солому или доски. Хранились до весны. Отличная прикормка в весеннюю малокормицу и скоту и гусям и конечно поросятам. Рябина была существенной ягодой в питании домашней птицы. Её отлично склёвывают куры и прочая домашняя птица.

Птица – главным образом гуси и утки. Куры меньше, потому что курам нужно зерна, и довольно много. А вот гуси могут жить в основном на траве. Утки тоже. Летом они вообще «паслись» в реке. Только следи чтоб не уплыли в соседнюю деревню – детское занятие гусей пасти на речке. С наступлением осени стада птицы забивались и тушились на зиму в крынках. Такой способ домашнего хозяйства существовал повсеместно на селе до середины 20 века, вплоть до появления крупных птицеводческих откормочных хозяйств. Местами на подворьях до сих пор осенний забой птицы широко встречается в Сибири, на Урале, у татар, на югах. У деда всегда было стадо гусей до сотни штук и их в зиму тушили.

А ещё рыба. Рыбу умели беречь и преумножать. На всех реках были рыбные ловы или езы (от древнего слова «рыба», отсюда язь и кар-ась). Общинные, господские, княжие. Ловы это не просто участки реки. Они инженерно оборудованы заколами и подпружены, в берегах вырыты заводи для нереста. Остатки таких заводей хорошо сохранились например по реке Гжати. Это такие карманы в берегах метров 20 на 20 с узкой входной горловиной. Весной они затопляются, туда заходит рыба на нерест. Горловина закалывается плетёнкой. После нереста малёк уходит в реку, а рыба покрупнее остаётся. Её вылавливали по мере надобности. Она ещё и подрасти успевала за высокую воду. Подкармливали мотылём и червями.

Рыба была незаменимой частью питания. Без рыбы жизнь было впроголодь. Рыба доступна и не зависит от погоды. За рыбой люди и селились по рекам. Вдали от рек поселений было мало. Рыба одно, а ещё нужна вода для питья и полива. Из колодца воды на грядки не натаскаешь. В колодцах обычно небольшие объёмы воды. Хватает только на хозяйство и баню.

Это возвращает нас к первому посылу: люди шли на север и северо-запад за отступающим ледником, опережая лес и питались рыбой пока климат не позволил водить огороды. Откуда шли люди? Только с юга. А на юге что? Степь. Люди заселяли ледниковые предполья уже с готовыми бытовыми устоями и ремёслами, скотом и садово-огородным слетьем с южных причерноморских окраин. Русская равнина заселялась с юга на север, причём незапамятно давно, а вовсе не с запада на восток. Полно археологии в подтверждение этой логической догадки. Селище Костянки – 35 тыс лет. Сунгирский могильник 30 тыс лет. Вот он вектор с юга на север. Сунгирский могильник (г. Владимир, ручей Сунгирь при впадении в Клязьму, рядом с вокзалом).

Кстати, из биологии и экологии известно, что вся северная флора и фауна суть южные виды, приспособившиеся к условиям севера и околосевера. Нет северных по происхождению видов. Так же и с миром людей. Осваивали север с юга, а не наоборот.

Тут уместно будет остановиться ещё на одной пабасенке. Сказка про то, как жители леса оседлали коней и стали кочевниками. Она бытует в рассказах о происхождении венгров. Дескать они жили где-то на среднем и южном Урале, и когда ледник начал отступать (!!!), лес начал отступать тоже (это как?!), и они решили пересесть на коней и начать кочевать по открывшимся степям. Дом, построенный с крыши! И это говорят остепенённые угроведы!! Но вот ведь незадача: никакого ледника на среднем и южном Урале не было. Ледник доходил только до линии Киров – Тагил. Всё к югу было чисто. Это первое. Второе – югорские народы шли вслед леднику на северо-запад. Туда был вектор расселения югорских народов. И в третьих, если бы югра ринулась в степь и поменяла лес на степь, то можно было ожидать много югорских кочевых племён. Точно не одно. Как много было тюркских, сарматских. Ибо степь не терпит тесноты. Большой ордой под одним началом они не могли долго кочевать. Напомним, что речь идёт о нескольких, как минимум двух, тысячах лет, по словам венгрознатцев. И язык у них чудесным образом сохранился на тысячи лет. Короче, ничего у венгроведов не бьётся. Понятно дело: всяк норовит себя сделать уникальным.

Ещё один вывод из схемы «с юга на север»: это был единый культурный и языковой континиум. Разделение на славянские и балтийские языки произошло уже гораздо позднее. Это одни и те же люди! Возможно было несколько потоков (движение шло струями, а не фронтом): западный, грубо говоря в сторону Польши, днепровский, в сторону Балтики и Ладоги и окорецкий, в сторону суздали. Не исключаю, что был и касательный поток переселения югорских народов из-за Урала, где оледенения не было. Это объясняет появление мери, мещёры, чуди к северу от условной славянской черты осёдлости по Волга-реке и Клязьме с обширными зонами смешения. Спрашиваем: а кто жил на степном юге? Древнее скифов народы нам неизвестны, но если положить наличие этно-языкового континиума (иначе ничего не бьётся), то это скифы.

Ещё один вывод: переселенцы необходимо имели хозяйственные и социально-культурные связи со степной родиной. Это объясняет нам союзные отношения жителей лесостепной зоны со всеми кочевыми державами. Роднёй они были, а не чужими друг другу. Со временем степь и лес выработали симбиотические отношения на основе разделения труда, сложившегося … вокруг железа.