Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как агент немецкой разведки пришёл с повинной, а потом обманул чекистов. Какая деталь помогла понять, что он врёт?

Он попал в плен под Гродно уже на третий день войны. Сначала был в лагере военнопленных в Сувалках, потом в Гамбурге. Стремясь остаться в живых, Иван Васильевич Усатюк согласился на вербовку сотрудником абвера. После обучения в разведшколе в Варшаве в ночь на 12 марта 1942 года был выброшен с парашютом в Ивановской области, вблизи села Ивашево в Ильинском районе.

Задание было – пробраться к областному центру и наблюдать за переброской войск к линии фронта, а потом данные передавать по рации немцам. Они же выдали ему фиктивные документы – военный билет и паспорт. Теперь он стал Писаревым Григорием Ивановичем.

Немцы снаряжают десантный контейнер / Маркеев Михаил Иванович
Немцы снаряжают десантный контейнер / Маркеев Михаил Иванович

Но спустившись на свою землю, Усатюк добрался до ближайшего отделения пожарной охраны (первое здание, которое оказалось вблизи) и попросил вызвать сотрудников НКВД, для убедительности показав сторожу пистолет и радиостанцию. Прибывшим чекистам он признался, кто перед ними, а также уведомил, что вблизи находится ещё один разведчик-парашютист по кличке «Богатырь» и указал приблизительное место его выброски. Чуть позднее тот будет тоже задержан.

На допросе непосредственно в УНКВД сдавшийся агент рассказал всё, что знал о школе разведки, методах её работы и «учениках». Рассказал также, куда они заброшены. Ему немцы предписали выходить в эфир под позывным «ГКА», в случае вызова с их стороны шёл позывной «АГК». Усатюк выдал коды, шифры, порядок шифрования радиограмм и всё остальное, что нужно было для работы радиста. Был условный знак и на случай провала – отсутствие определённой буквы в конце. Сдал также всё содержимое десантного контейнера.

Убедившись после проверки, что прибывший не врёт, его решили включить в радиоигру с абвером. В контрразведке ему был присвоен псевдоним «Ястребов». Близко к немецкому – «Ястреб». Одобрение на начало работы было получено от самого Берии. В Иваново непосредственной работой руководил начальник УНКВД Михаил Маркеев.

КОНВЕЙЕРНАЯ СБОРКА ПИСТОЛЕТОВ-ПУЛЕМЕТОВ ППШ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ЗАВОДЕ № 2 ИМЕНИ К.О. КИРКИЖА в Ивановской области
КОНВЕЙЕРНАЯ СБОРКА ПИСТОЛЕТОВ-ПУЛЕМЕТОВ ППШ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ЗАВОДЕ № 2 ИМЕНИ К.О. КИРКИЖА в Ивановской области

С конца марта до 10 мая связь с немецкой радиостанцией шла с дачи, находящейся в девяти километрах от Иваново. Затем прямо из леса вблизи неё. 17 мая немцы попросили точный адрес и способ, каким агентам удобно было бы доставить деньги и батареи.

В это время в Иваново было множество заводов, объектов обороны, а также военные училища и части, госпиталя и даже – англичане, которые работали по сборке «Харрикейнов». Поэтому при должном внимании «поживиться» здесь немецкой разведке точно было чем. И радиоигра продолжалась. Нацистам шла умело создаваемая, согласованная с другими радиогруппами, дезинформация. Работали над ней в Москве.

Адрес немцам дали. Чтобы выманить очередного агента, батареи и деньги попросили прислать человеком. Передали, что за воздухом очень серьёзно следят, поэтому с парашюта лучше не сбрасывать. Немцы согласились отправить человека, который должен был остаться для помощи «Ястребу». В это же время от начальника 2-го Управления НКВД СССР Федотова в Управление Ивановской области пришли инструкции, предписывающие совершенно секретное прохождение через канцелярию документов по «Ястребову». Запрещалось рассказывать и самому агенту, кем составляется дезинформация. Для её печати выделяли особую машинистку-стенографистку.

документ, изъятый у Верховского/Висикирского на чужую фамилию с его фотографией
документ, изъятый у Верховского/Висикирского на чужую фамилию с его фотографией

30 сентября «Ястреб» сообщил в Центр о том, что курьер прибыл, благодарил за всё доставленное, но очень сожалел, что не удалось сделать ему документ об освобождении от воинской службы. Немцы радиограмму приняли, но ничего не ответили. Ещё несколько раз до 2 декабря «Ястреб» пытался выйти на связь, но ответа не получил, и операция была прекращена.

Анализируя ситуацию и работу агента, 3-м отделом ГУКР СМЕРШ НКО 28 февраля 1944 года был сделан вывод о том, что при передаче последней радиограммы вместо одной условной буквы в конце сообщения, «Ястребов» передал другую, свидетельствующую о том, что агент работает по принуждению. Иван Усатюк по решению Особого совещания при НКВД СССР 19 января 1944 года был осуждён на 3 года исправительно-трудовых лагерей.

Что касается агента-курьера Верховского (настоящая фамилия Дмитрий Висикирский), он после прибытия в Иваново вёл себя крайне осторожно. Привёз всё, что требовалось от немцев, и идти с повинной не собирался. За измену Родине приговорён к высшей мере наказания. Приговор приведён в исполнение в декабре 1942 года.

Дело "Ястреба"
Дело "Ястреба"

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Только в ходе этой короткой радиоигры немцам было передано 24 радиограммы, которые искажали картину видения врагом ситуации на фронте. Агентурная комбинация «Ястреб» внесла свою лепту в дезинформацию немецкого командования по поводу планов под Сталинградом.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.