Найти тему

Деперсонализация на рабочем месте

Оглавление

Из этой статьи вы узнаете, почему и как проявляется деперсонализация, как она становится проблемой и что с этим делать.

Этот термин стал возникать не только в кабинете психолога, но и в лексиконе эйчара — рядом с темой распознавания и профилактики выгорания. Или с вопросом возможности работы кандидата с другими людьми.

Этим сложным словом называют такое состояние, когда человек:

  • перестаёт воспринимать себя или кого-то другого как отдельную личность;
  • игнорирует эмоциональные проявления и особенности окружающих;
  • использует только функциональное отношение.

Деперсонализация — защитный механизм психики. При критических ситуациях её задача — помочь быстро среагировать, не отвлекаясь на детали. А также сохранить психику при чрезмерных эмоциональных или физических перегрузках.

Например, при возникновении сильного пореза или перелома рядом находящийся человек, даже не имея специального образования, может:

  • быстро отреагировать и вызвать скорую;
  • сделать повязку, не обращая внимания на жару, холод, боль, испачканную одежду;
  • привести второго в чувство шлепками по щекам;
  • отреагировать страхом или усталостью только постфактум.

Ещё раз: при деперсонализации психика перестаёт реагировать на неблагоприятные условия, чтобы снизить уровень тревоги. Помогает отключить переживания, объективно оценить обстоятельства и выработать правильную тактику действий. Время реакции составляет от нескольких минут до нескольких часов, дней. Но если это происходит дольше, то из защитной функции деперсонализация перерастает в нездоровое состояние.

В 21 веке количество событий и доступность каналов связи для взаимодействия с другими увеличили риски такого искажения.

По результатам опроса в 2022 г. «Анкетолог» получил следующие цифры: 12% опрошенных не испытывают стресс на работе, 14% сталкиваются с ним постоянно, 29% — редко, 45% — время от времени.
В напряжённом состоянии чаще пребывают женщины — в целом 91% хотя бы иногда испытывают стресс (против 84% мужчин). Также этот показатель наиболее высок среди госслужащих (93%), а ниже — среди фрилансеров (75%).
Причина стресса на работе — высокая нагрузка, так ответили 47% респондентов, хотя бы иногда сталкивающихся с ней; 45% испытывают негативные эмоции, когда возникает проблема, решение которой от них не зависит, 36% — когда совершают ошибки, 28% — во время конфликтов с коллегами или начальством, а по 25% — когда срываются сроки и при общении с руководством.

Кто в группе риска

В первую очередь, это касается работ, связанных со стрессом и контактом с людьми: врачи, сотрудники МЧС, психологи, работники других социальных профессий. Или работа в сложных, опасных условиях: на глубине, высоте, с ядовитыми веществами. В иных ситуациях деперсонализация возникает при вынужденной работе или общении с людьми, которые человеку неприятны, не соответствуют его внутренним ценностям.

Вспоминаются примеры выгоревших, отстранённых руководителей и врачей или вечно недовольных продавцов и уборщиков. У таких людей к другим и к миру появляется много желчи, критики, несдержанности в оценках и словах. Это не особенности характера, а проблема.

Что делать? Выявлять, прояснять, снижать

  1. Выявляем уровень деперсонализации через личный разговор, сбор обратной связи коллег или с помощью соответствующего теста. В онлайн-сервисе Personality для этого используется исследование вовлечённости или опросник профессионального выгорания Кристины Маслач.
  2. Проясняем причины и разрабатываем стратегию снижения рабочего стресса, перераспределяем обязанности или переводим на задачи, соответствующие ценностям сотрудника, формируем индивидуальные планы развития.
  3. Снижаем нагрузку через соблюдение базовых правил: ограничение рабочих чатов в выходные, обязательные перерывы и отпуска, создание нормальных условий труда, соблюдение сроков адаптации, следование инструктажам.
  4. Организовываем доступ к психологической поддержке, планируем внутрикорпоративное обучение, практикумы по выгоранию, тренируем навыки работы со стрессом.

Какой бы сложной ни казалась работа с деперсонализацией, вкладываться в устойчивое и благоприятное состояние сотрудника выгодно с точки зрения финансовых и человеческих ресурсов. Это приоритет компаний на 2024–2025 года. Больше о мировой статистике эмоционального состояния сотрудников, об особенностях использования тестов и о последовательных действиях в профилактике выгорания — на нашем вебинаре в августе.

P. S. Автор статьи — бизнес-психолог Personality Вероника Гаптрахимова. О повышении эффективности бизнеса с заботой о людях — на телеграм-канале Personality. Ждём вас 💜