Найти тему

Псевдоавтономность

Одна из важнейших задач развития детей – это развитие их автономности. Чем взрослее становится ребенок, тем более автономным он становится при благоприятных условиях роста и развития. Задача родителей поддерживать в своих детях здоровую автономность, то есть помогать становится самостоятельными, укреплять способность опираться на себя, готовя ко взрослой жизни.

В неблагоприятных условиях, когда родители сами не имели опыт здоровой привязанности и развития автономии, ребенок не может получить такого опыта в контакте с ними и это приводит к нарушениям процессов детского развития. Такие дети не могут формировать устойчивые связи, основанные на доверии к себе и другим, и это приводит к различным последствиям для их психического состояния.

Такие дети:

  • часто находятся в состоянии внутреннего стресса и напряжения;
  • держатся на дистанции и избегают взаимодействия с другими;
  • много времени могут проводить в одиночестве (играть в одиночестве или сами с собой в игры);
  • рано становятся взрослыми и самостоятельными;
  • могут даже выполнять роль родителя для своих мамы/папы;
  • учатся быстрее других становиться независимыми от взрослых;
  • им сложно просить и принимать помощь;
  • стараются не показывать свою нужду;
  • сужают круг своих потребностей до базово необходимых;
  • боятся оказаться во зависимости от других, во власти чужих чувств;
  • могут забывать про удовлетворение своих потребностей, заботясь о потребности других.

Когда они становятся взрослыми, то стараются социально отстроиться и стать независимыми, а на самом деле либо избегают отношений из страха отвержения, использования или в зависимости и подчинении с кем-то или чем-то.

Например, человек может избегать построения отношений, объясняя тем, что ему никто не нужен, но может с легкостью без критичности и сомнений верить в любые обещания, принимать за истину идеологии, убеждения и слова других, принимать на веру чьи-то идеи.

Как отличить настоящую автономность от мнимой.

Реальная автономность

  • Отсутствие необходимости в подчинении чьим-то порядкам, если это не соотносится с собственной системой убеждений и ценностей.
  • Способность опираться на себя и следовать своим внутренним правилам и критериям.
  • Возможность самостоятельно удовлетворять свои потребности, оказывать себе поддержку.
  • Отказ от поддержания связи, которая причиняет боль и приводит к травматизации.
  • Способность находиться в близких отношениях без страха их разрушения.
  • Способность подвергать сомнениям и не соглашаться с идеями, которые противоречат внутренним представлениям, ценностям, собственному опыту.
  • Доверие себе и своим чувствам.
  • Оказание помощи и поддержки из своего желания, а не из страха, чувства долга, мнимых обязательств.
  • Способность отделять свое от чужого (чувства, мысли, ценности, смыслы, свои желания от требований других).
  • Возможность запрашивать помощь без страха оказаться в долгу, зависимости.
  • Способность отказываться от того, что не является желаемым, подходящим.

Псевдоавтономность

  • Фокус внимания на потребностях и чувствах других людей, объясняемое более уязвимой позицией другого, его нуждой при игнорировании собственных потребностей («Мне сейчас ничего не нужно, ему нужнее», «У меня все есть, а ему это требуется»).
  • Отрицает потребность в любви, эмоциональной близости, принятии («Мне не нужно, чтобы меня любили, я сам себя буду любить», оставаясь в болезненных отношениях).
  • Часто находит выражение в чувствах злости, ненависти, пренебрежения и стремлением прервать контакт, завершить отношения, за которым скрываются страх, боль, печаль, неудовлетворенные потребности и чувство одиночества (заключается в фокусе не на своих собственных чувствах и потребностях, а на чувствах по отношению к кому-то («я не хочу не потому что мне так плохо и меня ранит, а потому что не хочу именно с тобой, ты мне больше не интересен/не нужен»).
  • Поверхностное желание отделиться скрывает истинное стремление сохранять связь, даже болезненную («Меня ее мнение не интересует», запрашивая обратную связь и реагируя каждый раз на критику).
  • Может выражаться в протесте или бунте («Мне никто не нужен», «Я и без них проживу»), избегании построения отношений под видом самодостаточности.
  • Возможность делать что хочешь ограничена властью других («Я могу делать это и это...», но до того момента пока это не касается интересов и потребностей другого).
  • Физическая автономия при сохранении эмоциональной связи.
  • Слепая вера без соотнесения со своими желаниями/ценностями («Он в этом разбирается, значит так будет лучше для меня»).
  • Принятие требований других за свои собственные решения, делая вид или веря, что выполняются по собственной инициативе и добровольно.

Канал «Жизнь без психотравмы»