Старые шведские колонисты, еще заставшие времена, когда рядом с ними в низовьях реки Делавэр проживали индейцы из племени ленни-ленапе, любили вспоминать один забавный случай о состязании в скорости между лягушкой-быком и быстроногим индейцем. Однажды между шведами и ленапе зашел спор о том, кто быстрее: гигантская лягушка-бык или человек. Чтобы выяснить этот вопрос, колонисты заключили пари с молодым, проворным индейцем о том, что он не сможет догнать лягушку, если ей дать фору в два прыжка.
Спорщики поймали лягушку-быка, отнесли ее в поле подальше от родного пруда, и, дабы предать земноводному больше прыти, прижгли ее зад горящим угольком. Это помогло. Первый прыжок лягушки был самым длинным прыжком лягушки в истории, а второй не многим меньше. В нужный момент индеец пустился преследовать лягушку, а она, напуганная шумом приближающихся шагов и болью в заду, начала так проворно прыгать, что успела добраться до пруда раньше своего преследователя.
В интернетах пишут, что скорость лягушки-быка достигает 17 км/ч, а лучший зарегистрированный результат для человека равняется 44,72 км/ч. Однако, это результат, продемонстрированный на стометровке ямайским бегуном Болтом на Олимпийских играх 2008, смог бы он пробежать по лесной тропе 40-50 миль (64-80 км), что являлось обычной нормой меры дневного перехода для индейцев Вудленда, остается под вопросом.
Исторически бег являлся жизненно необходимой дисциплиной для индейцев всего Северо-американского континента, чья жизнь была неразрывно связана с охотой и войной, а лошадь в обиходе аборигенов начала массово появляться лишь в конце XVII века. В самом деле, ведь не все племена были кочевыми, а дичь быстро ставиться пугливой и малочисленной в окрестностях оседлых поселений, поэтому охотникам требовалось проделать по холмам, лесам и болотам от 40 до 50 км, прежде чем они найдут и добудут оленя, а потом еще требовалось доставить мясо до дома. Впрочем, племена Великих Равнин, обретя лошадей, тоже не отказывались от долгих пеших прогулок, ибо в набеги за вражескими лошадьми часто отправлялись на своих двоих.
Одним из первых европейцев, кто отмечал выдающиеся способности индейских бегунов, был английский торговец Джеймс Адэр, в своем труде "История американских индейцев", 1775 г., он привел несколько таких свидетельств.
Удивительно наблюдать, как долго могут сохранять темп бега индейцы. Иногда, путешествуя верхом, мы догоняли и обгоняли их самых быстрых бегунов, но не проскакав и двенадцати миль, те, не особо запыхавшись, вновь равнялись с нами, и исчезали впереди, обгоняя любую лошадь.
В качестве примера бега в экстремальных условиях, когда от скорости ног зависела судьба скальпа владельца, Адэр писал о молодом воине-чероки, который в одиночку отправился в страну маскоги ради мести. Там, он затаился напротив большой деревни, и прождал три дня, пока за час до заката ему не удалось разом убить и снять скальпы с женщины и двух ее детей. После чего он со всех ног помчался домой. За час до рассвета он проделал 77 миль (123 км), перемахнув через Голубые горы, потом проспал 2 часа, прислонившись спиной к дереву, и продолжил путь, вернувшись домой в 11 часов третьего дня, проделав "300 расчетных миль" за "две ночи и одного с половиной дня". Сам Адэр сообщал, что проходил данный маршрут с хорошими, сменными лошадьми за пять дней.
В ноябре 1794 года Джеймс Эмлен, один из американских переговорщиков с Конфедерацией ирокезов, писал, что индейский скороход Шарп Шинс пробежал 90 миль от Канандайгуа до Ниагары между восходом и закатом солнца. Применительно к данной широте и времени года это соответствует 145 км за 10 часов и 15 минут с 07:45 до 18:00.
В 1835 году корреспондент газеты "The Spirit of the Times" рассказал об индейце, который за день пробежал 100 миль, неся шестидесятифунтовый (27 кг) слиток свинца. Другой корреспондент написал о члене племени осейдж, который был оскорблен скептическим настроем членов Комиссии по делам индейцев в части беговых способностей аборигенов. Он предложил пари, что сумеет пешком доставить послание в Форт Гибсон и вернуться с ответом до захода солнца, пройдя в оба конца около 80 миль (129 км). Пари осейдж-скороход выиграл.
Более точная регистрация скорости индейских бегунов стала возможна в 1850-е годы, когда в англо-саксонском мире набрала популярность спортивная ходьба на дальние дистанции. Не то, чтобы все бросились заниматься этим видом спорта, просто людям нравилось заключать пари на исход пеших соревнований, и как итог спортивная ходьба привлекала не меньше зрителей, чем скачки или бокс.
Когда мода на спортивную ходьбу из Англии через океан попала в США, одним из фаворитов соревнований стал индеец-сенека Льюис Беннет (1830–1896) по прозвищу Дирфут. Высокий и жилистый Дирфут ростом 182 см и весом 72,5 кг впервые выиграл гонку в возрасте 26 лет, когда пробежал 5 миль (8,046 км) за 25 минут.
Далее он неоднократно побеждал на различных американских турнирах в гонках от 4 до 20 миль, в т.ч. соревнуясь с английскими "гастролерами", а в 1861 году сам поехал на "гастроли" в Англию, где за 22 месяца участвовал в 180 гонках, большинство из которых выиграл. 12 января 1863 года Дирфут установил мировой рекорд в часовом забеге, пробежав 11 миль 790 ярдов (18 425 метров). Рекорд оставался непобитым до 1897 года, когда индейский бегун уже отправился в Страну Счастливой Охоты.
Еще один рекорд, достойный упоминания, поставил в 1876 году разведчик-пауни по имени Вождь Большой Ястреб. Он пробежал 120 миль (193 км), доставляя послание из агентства Пауни в агентство Вичита за 24 часа. Его заявлению не поверили, и вождь племени вичита договорился с бегуном-пауни о том, что он проводит его обратно верхом.
Перед этим вождь вичита отправил впереди себя сменную лошадь на отметку в 60 миль, а пауни взял один день на отдых. За время преодоления первой половины пути лошадь вичита выдохлась и не смогла достичь 60-ти мильной отметки одновременно с бегуном. В итоге вождь вичита добрался до деревни пауни перед самым рассветом второго дня, потратив на весь путь менее 24 часов после старта, и обнаружил, что Большой Ястреб спит в своей хижине. Он прибежал домой незадолго до полуночи, преодолев 193 км примерно за 20 часов.
О рекордах и достижениях Тома Лонгбота (онондага), Луиса Теванима (хопи) и Эллисона "Тарзана" Брауна (наррагансетт), спортсменов-индейцев первой половины XX века писать не буду. Это уже все таки чистый спорт, а не необходимость выживания.
P.S. Исторический анекдот о состязании молодого делавара и лягушки-быка взят из воспоминаний шведского-натуралиста Петера Кальма и его бесед с потомками шведских колонистов в Пенсильвании и Делавэре в 1747-1748 годах. Если, кто-то вдруг не знал, у Швеции в 1638-1655 была своя колония в Северной Америке, пока ее не захватили голландцы, а потом англичане.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада в Дзене, в Телеграме и ВКонтакте.