Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
1.1. Характеристика различных видов нарушений эмоциональной сферы у детей и подростков
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
2.1 Семья как среда воспитания ребенка
2.2. Система коррективного воспитания и психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современное состояние развития общества, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к значительному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей и их социализации, а также обострение многих проблем в сфере семейного воспитания, среди которых основными являются: углубление дезорганизации семейной жизни, усиление конфликтности в отношениях между поколениями, снижение воспитательного потенциала семьи и т.п. Бесспорно, ряд вышеуказанных проблем требует своевременного решения, ведь от этого зависит будущее не только отдельных семей, но и общества в целом. Демократические изменения в обществе привели к существенным изменениям подходов к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени деятельности. Однако, по сей день существует множество как устаревших, так и нерешенных до сих пор проблем, среди которых особенно важной для нашего исследования является низкий уровень педагогической и психологической культуры родителей в результате отсутствия достаточной информированности о проблемах в развитии ребенка. Учитывая вышесказанное, имеется насущная потребность в организации дополнительных мероприятий, обеспечивающих помощь ребенку и его семье. Следовательно, таким направлением может стать система коррективного воспитания в семье.
Степень изученности темы. Исследование семейного воспитания и социализации ребенка в семье неоднократно становились предметом научных исследований. Так, в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: Н. А. Авдеева, Е. А. Андриец, В. Беньямин, Т. В. Давыдова, Х. Джайнотт, Е. И. Ждакаева, Т. И. Закирова, Е. И. Исаакович, А. В. Казинская, А. Ю. Квасова, П. А. Кисляков, Т. Н. Князева, А. Н. Колпакова, Л. В. Кузнецова, Е. Т. Логинова, М. Ю. Максименко, Р. А. Манонова, Е. В. Мирошниченко, С. В. Михалков, С. И. Набока, С. С. Петренко, Е. А. Петрова, З. Прилепин, В. В. Сабуров, Т. Н. Сахарова, Н. А. Серегина, С. Н. Слизкая, А. С. Султанова, В. А. Сухомлинский, Б. Ф. Усманов, Ю. А. Фесенко, Л. Г. Хачатрян, И. В. Чикова, А.А. Шведовская, О. В. Югова и др. рассматриваются самые разные аспекта этой проблемы: от теоретических проблем семьи до основ психолого-педагогической культуры родителей и условий эффективного семейного воспитания. Однако на сегодняшний день остаются малоисследованными особенности организации коррективного воспитания в семье, а также пути оптимизации этого процесса.
Целью курсовой работы – является выявление особенностей процесса коррективного воспитания ребенка в семье.
Для реализации обозначенной цели, в работе ставятся следующие задачи:
- составить характеристику различных видов нарушений эмоциональной сферы у детей и подростков;
- обозначить направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы;
- раскрыть сущность семьи как среда воспитания ребенка;
- исследовать систему коррективного воспитания и психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Объектом исследования – является семейное воспитание как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – направления взаимодействия родителей, психологов и педагогов в процессе осуществления коррективного воспитания в семье.
Методы исследования. В ходе работы был использован метод сравнительно-исторического анализа литературных источников, программ и учебников, методических пособий в аспекте рассматриваемой проблемы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Проблемы воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
1.1. Характеристика различных видов нарушений эмоциональной сферы у детей и подростков
Нарушения эмоциональной сферы – это вид дизонтогенеза, который отличается от других видов нарушений психофизического развития как с научной, так и с практической точки зрения.
Во-первых, недостатки эмоциональной сферы, как никакой другой вид нарушения исследуется не только с позиций коррекционной педагогики и психопатологии, но и с позиций общей педагогики, возрастной, педагогической, социальной и практической психологии. При этом каждая отрасль, описывая те же самые явления поведения и переживаний ребенка, пользуется разным категориальным аппаратом, трактует их сущность по-разному. Несмотря на то, в самой дефектологии отсутствует единство взглядов относительно классификации видов нарушений эмоциональной сферы и ее места среди других нозологий. Так, по нейропсихологической классификации И. В. Чиковой, дети с нарушениями эмоциональной сферы относятся к двум группам:
- дести с функциональной несформированностью префорнтальних (лобных) отделов головного мозга;
- дети с функциональной дефицитарностью подкорковых образований (базальных ядер)[1].
По классификации А. В. Казинской[2], дети с нарушениями эмоциональной сферы относятся к трем группам:
- дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;
- дети с психопатоподобными формами поведения;
- дети с начальными проявлениями психических заболеваний.
С. С. Петренко объединяет недостатки эмоциональной сферы в одну группу – дети с искаженным (дисгармоничным развитием). По А. С. Султановой, существует две группы: дети с искривленным и дети с дисгармоничным развитием.
По современной классификации Ю. А. Фесенко, выделяются следующие виды расстройств эмоциональной сферы:
- недостаточное развитие – парциальная несформированность высших психических функций с преобладанием недостаточности регуляторного компонента;
- асинхронное дисгармоничное развитие экстрапунтивного, интрапунтивного и апатического типов;
- асинхронное искривленное развитие – искажение развития преимущественно эмоционально-волевой сферы[5].
Во-вторых, при изучении эмоционально-волевых расстройств трудно выделить четкую границу между нормой и патологией не только на практическом, а на теоретическом уровне, поскольку те же самые поведенческие явления могут рассматриваться как возрастные особенности, как временное проявление, обусловленный конкретной ситуацией, как отклонения в эмоционально-волевой сфере, как качество характера, как индивидуальная особенность (например, негативизм, тревожность, агрессивность, импульсивность, некоммуникабельность и т. п.). При этом в зависимости от социальных воздействий временное проявление в поведении ребенка может превратиться и на качество характера, и на патологию и, наоборот, первые ростки отклонений в эмоциональной сфере должного отношения со стороны окружения со временем нивелируются или трансформируются в индивидуальную особенность в пределах адаптивной нормы.
В-третьих, ведущим фактором формирования нарушений эмоциональной сферы выступают неблагоприятные социальные условия.
В-четвертых, у детей с нарушениями интеллекта и сенсомоторики наблюдаются нарушения эмоционально сферы вторичного характера, как реакция на формирование комплекса неполноценности. С другой стороны недостаточность эмоционально-волевой сферы негативно сказывается на развитии интеллекта и успешности обучения.
В-пятых, в практике наблюдается отчетливая диссоциация между потенциальными возможностями оптимизации психического развития таких детей и реальными достижениями. Педагоги часто воспринимают дезадаптивное поведение ребенка как проявление непослушания, педагогической запущенности, способствуют формированию негативного отношения к нему одноклассников, чем еще больше усугубляют дезадаптацию, подчас стремятся избавиться от неудобного ученика, советуя родителям перевести его в другое учреждение, в ответ родители прилагают значительные усилия к тому, чтобы втиснуть своих «особых» детей в рамки «нормы», что обычно приводит лишь к обострению проблемы и формирование негативных личностных новообразований, появления склонности к девиантному поведению.
1.2. Направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Этап «коррекции» начинается с развития самосознания. В процессе этой работы должны учитываться закономерности развития «Я-концепции» в онтогенезе. Как известно, процесс самоосознания идет извне внутрь: ребенок сначала отображает свое окружение, умения, желания, результаты собственного поведения, физическое «Я», а впоследствии делает предметом изучения собственный внутренний мир. При этом, прежде чем приступить к самоанализу, ребенок должен выработать его критерии анализа поведения других и сравнение себя с ними. «В такой работе широко используются обсуждение литературных, в частности, сказочных персонажей, расширение лексики за счет слов, обозначающих качества человека. Все этические понятия рассматриваются парами (положительная качество и противоположная ей отрицательная), приводятся жизненные примеры проявления качеств в различных ситуациях. С этой точки зрения анализируются поступки персонажей литературных произведений и кинофильмов. Эффективными являются также игры и драматизации на воспроизведение тех или иных человеческих черт, переписки, ведения личных дневников, а также тренинговые упражнения, направленные на самопознание и понимание других людей».
Психологи немалую роль в этом процессе отводят сказке, в которой добро и зло четко разделены, все, что является добрым, побеждает, вызывает положительные эмоции, а все, что есть зло, становится побежденным, вызывает негативные эмоции. Воспринимая сказку, дети идентифицируют себя с положительным героем, в соответствии приписывают себе его качества, стремятся быть на него похожим. Поэтому в ситуации выбора поступка им можно предложить повести себя изначально так, как бы это сделал отрицательный герой сказки, потом как положительный, а после этого так, как он сам хочет поступать в зависимости от того, на кого стремится быть похожим. «Необходимо стимулировать учащихся к выбору идеала, который может выступать в виде конкретного образа, а позже как абстрактный набор положительных качеств. В сознании ученика постепенно доказывается, что образ «Я-реального» не совпадает с «Я-идеальным», а значит необходимо стремиться к самосовершенствованию». Создаются условия, при которых ребенок получает удовольствие от того, что преодолевает трудности, меняется к лучшему. Каждая такая малейшая смена получает положительную оценку.
Глава 2. Теоретические основы коррективного воспитания детей в семье
2.1 Семья как среда воспитания ребенка
Традиционно и закономерно семью в русском обществе считали важнейшей воспитательной средой. Понятие «воспитательная среда», Л.В. Кузнецова и А.А. Буданцова характеризуют как «…совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с ребенком происходит становление его личности. Воспитательная среда – это подсистема культурно-исторической среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, т. е. целостность специально организованных педагогических условий развития личности ребенка».
«Основное назначение воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности ребенка. – как пишет Т.В. Давыдова. – «Один из последних подходов к пониманию среды определяет ее как «среду взаимодействия» (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений)».
Как указывает Н.А. Серегина, «ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе».