Вы любите историю? Не ту, которую в учебниках и умных книжках пишут, фильтруя, а ту, о которой повествуют сами участники событий? Вот и я тоже. Пройдёт ещё лет 10-20 и о грандиозной стройке Советского Союза спросить будет уже не у кого. Увы и ах…
На канале, который веду, нет придуманных историй. Печально, но народ его мало читает, предпочитая развлекаловку. А те, кто и рад бы прочитать и комментарий написать, не дружит с интернетом.
Но не будем о грустном. Есть почитатели и у нашего канала. Больше всего радует, что они сами пишут воспоминания. Один из них – Вячеслав Майер, с исторической публикацией которого вы сейчас познакомитесь. Усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем.
1921 год. Холод. Голод. Заплёванный семечками Петроград. Подсолнухи, кое-где уродившиеся в засуху, единственный источник жиров для населения. В город Святого Петра рейсовым пароходом прибывает, приглашенная Анатолием Луначарским, Богиня ритма, танца, эпатажа, прекраснейшая женщина США, Айседора Дункан. Её движет идея преобразовать труд пролетариата в искусство. Айседору ждёт пламенная, восторженная любовь великого поэта Сергея Есенина в брызгах дорогого шампанского и уличного самогона.
Это осталось в памяти и прикосновениях редких свидетелей - раскрываются двери и босиком в цех вплывает в пурпуровом хитоне античная Богиня. Она кружит работниц в плавных переходах тела от работы к танцу под задорные стихи Поэта (он был на 18 лет моложе её), вводит в волны жизни. Незабываемое действо - исчезает усталость, светлеют лица…
Судьба этой замечательной пары такова: в 1925 году Сергей Есенин кончает жизнь самоубийством в гостинице "Англетер", а Айседора, два года спустя, погибает в автогонках, задушившись шарфом. Поэта, партийные чинуши, среди которых числится и Николай Бухарин, любимец партии и вождей, объявляют пропагандистом мещанства, кулачества, предрассудков и запрещают его стихи.
Но, несмотря на запрет, люди переписывают их в блокноты, учат на память и с ними идут по жизни. Первый разрешенный послевоенный выпуск стихов С.А. Есенина вышел в Иркутске в 1956 году. Зелёный томик продавали в газетных киосках и на вокзале. В длинной очереди летним июльским днём стоял и я, почитатель поэта.
О работе агитпоездов в Советском Союзе
Научная организация труда (НОТ) в 20-х, начале 30-х пропитывает весь Советский Союз. Она входит в квартиры и общежития. На заводах и фабриках появляются плакаты по безопасности труда. Строятся квартиры с общими кухнями по всем городам и рядом Дворцы профсоюзов, предшественники Дворцов культуры и парков культуры и отдыха. Страна на всеобщих занятиях "от малы до велика" избавляется от неграмотности, и в 1932 году провозглашается её ликвидация. Параллельно идут электрификация и радиофикация.
О нападении фашистской Германии 22 июня 1941 года люди узнают не из газет, а из сообщений репродукторов, развешанных на телеграфных столбах на площадях и улицах. (Такой столб ещё стоит в Иркутске на стыке улиц Карла Маркса и Ленина). Напомню, в это время не прекращают свою работу агитпоезда. В нынешнем представлении это нудные лекции и беседы пропагандистов.
Ан, не так, поезда и пароходы везут по глухим селениям фильмы, семена растений, учат на представлениях художественной самодеятельности не только песням и танцам, но и новым навыкам труда. Прямо на месте пахать плугами, избавляясь от сох, правильно доить "крест на крест" бурёнушек и стричь овец, лечат от болезней людей и скот.
Повсеместно создаются в клубах Красные уголки и такие же чумы в таёжных районах. Участники агитпоездов на местах строят бани, организуют игры в городки, в лапту, пропагандируют домино, шашки и шахматы. Шахматы - революционная игра, где пролетариат - пешки, а слоны - буржуазия.
Агитпоезда, созданные комсомолом, бороздят просторы СССР, направляясь прежде всего по стройкам. Они на Магнитке, на фронтах Мировой войны, на освоении целины и на БАМе. Агитпоезд "Комсомольской правды", "Комсомолец Белоруссии", Грузии и других республик, областей и городов.
"Иркутский комсомол" финансирует общество "Знание", в составе которого артисты областного театра, театра музкомедии и цирка, работники областных больниц...
Строителям БАМа они запомнятся на всю жизнь не только концертами и консультациями, лечением зубов и зрения, но и трудовым вкладом. Сейчас уже не помнят, что замечательная аллея лиственниц и елей в вечномерзлом грунте на станции Февральск посажена космонавтом Виктором Савиных, в прошлом работником железной дороги.
Такую же функцию выполняли участники лыжных переходов 30-40-х годов, самый протяжённый из которых был по маршруту «Нижнеангарск-Мурманск». Этот поход вошёл в спортивную историю, как самый тяжёлый.
9000 км от Байкала до Баренцева моря прошли участники. Это сержанты 67 полка НКВД И. Попов, А. Куликов, К. Бражников, А. Шевченко и Е. Егоров.
Они вышли 30 ноября 1934 года из Нижнеангарска и за 5 месяцев достигли Мурманска. Шли бамовским маршрутом, пройдя перевал Даван до Усть-Кута, потом волоками вышли на Ангару и через таёжные дебри Сибири, Урала и Коми АССР перебрались на Кольский полуостров. Ночевали в "куропачьих чумах", заимках и таёжных селениях.
Продолжение публикации читайте в следующем материале. Не пропустите!