Найти тему

Назначенное лицо на берегу (DPA)

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию обзор требований МКУБ, относящихся к назначенному лицу на берегу.

С целью обеспечения соответствия требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ, п.4) судоходная организация (компания) должна назначить лицо или лиц на берегу, имеющее (имеющих) прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления:

-2

Термин НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО появился из-за формулировки требования МКУБ – назначить лицо (по англ. designatea person):

-3

В РФ употребляется, как правило, термин НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО, в зарубежной практике чаще используется термин аббревиатура DPA - Designated Person Ashore (Назначенное Лицо на Берегу). Исторически назначенным лицом, как правило становился специалист с судоводительским образованием, реже с судомеханическим.

На практике большинство компаний обеспечивают соответствие требованию прямой доступ (direct access) посредством утверждения структурной схемы компании, в которой наглядно он показывается:

-4

Дополнительно, должны быть разработаны и утверждены положения, определяющие права, полномочия и ответственность назначенного лица.

-5

Параграф 4, МКУБ не требует от компании наличие ДОЛЖНОСТИ "НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО", а устанавливает функционал, включающий ответственность и полномочия, которые должны включать:

· обеспечение безопасной эксплуатации каждого судна и

· осуществления связи между Компанией и судовым персоналом

· контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращением загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также

· обеспечение, если необходимо, достаточными ресурсами и соответствующей помощью на берегу.

В соответствии с ИМО Циркуляром MSC-MEPC.7/Circ.8, п.4.2 назначенное лицо должно проверять и контролировать всю деятельность, связанную с эксплуатацией судна, включая:

· доведение и внедрение политики в области безопасности и предотвращения загрязнения;

· оценка и анализ эффективности системы управления безопасности (СУБ);

· подготовка отчётов и анализов о несоответствиях, происшествиях и опасных ситуациях;

· организация и контроль за проведением внутренних аудитов, включая проверку независимости и подготовки внутренних аудиторов;

· необходимые ревизии СУБ;

· обеспечение предоставления адекватных ресурсов и береговой поддержки от компании.

Параграф 3.3, МКУБ устанавливает ответственность компании за обеспечение назначенного (назначенных) лица (лиц) ресурсами и поддержкой береговых служб, необходимой для выполнения им (ими) своих обязанностей:

-7

В соответствии с ИМО Циркуляром MSC-MEPC.7/Circ.8, п.4.3 с целью обеспечения возможности выполнять эффективно функции назначенного лица, компания должна обеспечить береговой поддержкой и адекватными ресурсами, включая:

· требуемый персонал;

· материальные ресурсы;

· любая требуемая подготовка и обучение;

· чётко установленные и документально оформленные ответственность и полномочия;

· полномочия для подготовки докладов руководству на самом высоком уровне управления о несоответствиях и наблюдениях.

Компания должна обеспечить проведение учебных курсов для назначенного лица с целью обеспечения требуемой квалификации, подготовки и опыта, а также регулярное повышение квалификации. Компания должна также предусмотреть наличие документальных доказательств того, что назначенное лицо имеет необходимую квалификацию, подготовку и опыт для исполнения своих обязанностей согласно положениям МКУБ.

В соответствии с ИМО Циркуляром MSC-MEPC.7/Circ.6 назначенное лицо должно обладать соответствующими образованием, квалификацией, подготовкой и практическим опытом.

-8

Назначенное лицо должно иметь, как минимум, академическое образование в следующем объеме:

1) высшее учебное заведение, признаваемое Администрацией или признанной организацией, в объеме уместных разделов менеджмента, инженерных или физических наук, либо

2) образование и опыт плавания на судне(ах) в качестве лица командного состава, дипломированного в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), 1978, с поправками, либо

3) иное систематическое образование при наличии не менее чем трёх лет практического опыта в должностях старшего уровня, связанных с операциями по управлению судами.

Назначенное лицо должно пройти подготовку, относящуюся к элементам управления безопасностью согласно требованиям МКУБ, особо в части:

1) знания и понимания МКУБ;

2) обязательных правил и норм;

3) применимых кодексов, рекомендаций и стандартов;

4) методов оценки результатов экспертизы, опроса, оценивания и информирования;

5) технических или эксплуатационных аспектов управления безопасностью;

6) надлежащего знания судоходства и судовых операций;

7) участия, по крайней мере, в одной проверке, связанной с судовой системой управления; и

8) эффективного взаимодействия с судовым персоналом и высшим руководством.

Назначенное лицо должно иметь практический опыт для:

1) представления материалов по МКУБ руководству высшего уровня и получения постоянной поддержки в совершенствовании системы управления безопасностью;

2) установления, отвечают ли элементы системы управления безопасностью требованиям МКУБ;

3) определения результативности системы управления безопасностью в рамках Компании и судна при использовании принятых принципов проведения внутренних проверок и анализов управления в обеспечении соответствия правилам и нормам;

4) оценки результативности системы управления безопасностью в обеспечении соответствия иным правилам и нормам, которые не подпадают под конвенционные и классификационные освидетельствования, но позволяют подтвердить соответствие таким правилам и нормам;

5) оценки, были ли приняты во внимание безопасные методы, рекомендованные Организацией (ИМО), Администрациями, классификационными обществами, другими международными органами и организациями морской индустрии для повышения культуры безопасности;

6) сбора и анализа данных об опасных происшествиях, опасных ситуациях, потенциальных инцидентах, инцидентах и несчастных случаях, и использования извлеченных уроков для улучшения системы управления безопасностью в рамках Компании и её судов.

-9

Консалтинговая компания судоходства ИБИКОН предлагает услуги по разработке и совершенствованию систем управления безопасностью (СУБ).