Найти в Дзене

Баренцево море: 10 невероятных фактов, которые поражают воображение

Оглавление

Баренцево море, расположенное среди льдов и ветров Северного Ледовитого океана, является уникальным и загадочным местом. Оно омывает берега только двух стран - Норвегии и России, создавая величественную красоту за пределами Полярного круга. Глубина вод Баренцева моря немного превышает 600 метров, но эти глубины скрывают бесконечное количество тайн и удивительный морской мир. Площадь моря огромна - почти 1,5 миллиона квадратных километров. В некоторых местах приливы и отливы изменяют уровень воды на 6 метров, создавая живописные игры природы.

Баренцево море, снимок со спутника
Баренцево море, снимок со спутника

Баренцево море является одним из самых холодных морей в мире. Даже летом его воды не прогреваются выше +12 °C, напоминая нам о суровости северных широт. Однако именно эта суровость делает его таким привлекательным для исследования и приключений.

1. Откуда такое название?

-2

Интересно, что в прошлом Баренцево море имело другие названия, такие как Русское море и Мурманское море, отражая свою связь с русскими землями и историческими событиями. Однако с появлением новых открытий и исследований, оно получило свое собственное имя в честь Виллема Баренца, нидерландского мореплавателя и исследователя. Виллем Баренц был профессиональным картографом и совместно с Петром Планциусом издал атлас Средиземноморья, что сделало его одним из величайших картографов своего времени. Однако его истинная страсть лежала в далеких северных широтах, где он совершил свои самые знаменитые экспедиции.

Виллем Баренц, (нидерл. Willem Barentsz, 1550 — 20 июня 1597) — голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трёх арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-Индию
Виллем Баренц, (нидерл. Willem Barentsz, 1550 — 20 июня 1597) — голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трёх арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-Индию

Отважные мореплавания и исследования Виллема Баренца стали началом новой эры для Баренцева моря. Его имя стало символом отваги, стремления к новым горизонтам и исследованиям. Сегодня Баренцево море продолжает привлекать ученых, исследователей и путешественников, которые стремятся раскрыть его тайны и узнать больше о его уникальной экосистеме.

2. Финляндия потеряла доступ к Баренцеву морю

-4

Финляндия раньше имела доступ к Баренцеву морю, но после Второй мировой войны границы были пересмотрены, и теперь только Россия и Норвегия являются обладателями этого северного сокровища. Однако норвежская часть Баренцева моря столкнулась с проблемой загрязнения из-за ядерных отходов, что напоминает о важности бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.

3. Спящий метановый вулкан на дне моря

-5

Недавно команда исследователей из Арктического университета Норвегии и компании REV Ocean обнаружила необычное явление в Баренцевом море – спящий метановый вулкан. Он находится на дне моря, в паре километров к югу от архипелага Шпицберген. Исследователи заметили, что вулкан постоянно извергает мутную жидкость, насыщенную метаном – парниковым газом. Возраст вулкана оценивается в 18 тысяч лет, и на его склонах сформировалась уникальная экосистема. Там были обнаружены актинии, морские звезды, морские пауки и ракообразные, которые создали свои уютные домики на склонах вулкана.

-6

Однако за всей этой красотой скрывается опасность. Баренцево море считается самым быстро нагревающимся морем на планете, и за последние десять лет его температура повысилась на 3 °C. Обнаруженный метановый вулкан представляет собой еще один источник тепла, который может ускорить процесс нагрева. Выбросы метана в атмосферу могут усилить парниковый эффект и привести к дополнительному нагреву климата. Это вызывает тревогу у ученых и акцентирует внимание на важности бережного отношения к окружающей среде и устойчивому использованию природных ресурсов.

4. Трагедия подлодки "Курск", оставившая массу вопросов

Атомная подводная лодка проекта 949А "Антей" (класс "Оскар II") "Курск"
Атомная подводная лодка проекта 949А "Антей" (класс "Оскар II") "Курск"

Атомная подводная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время российских военно-морских учений, и все 118 человек, находившихся на борту, погибли. Это была трагическая катастрофа, оставившая множество вопросов без ответов. После того, как экипаж не вышел на связь, лодку должны были признать аварийной и начать операцию спасения. Однако, это не произошло. Сигналы SOS были замечены радистами с разных кораблей в районе крушения "Курска". Лодка была обнаружена на дне моря через 21 час после происшествия. Норвежские водолазы начали работу на подлодке только 20 августа и смогли открыть люк девятого отсека. К сожалению, они обнаружили, что помещение было заполнено водой, и спасти людей уже было невозможно.

Точные причины гибели подводной лодки "Курск" так и остаются неизвестными. После того, как поврежденное судно было отправлено на утилизацию, подводникам, погибшим в этой трагедии, были установлены памятники. Перекисные торпеды, которые использовались на "Курске", были сняты с вооружения ВМФ. Следственное дело по гибели корабля и экипажа было закрыто и передано в архив.

5. Остров Кильдин - это метеорит, упавший с неба

-8

Остров Кильдин расположен в Кольском заливе и напоминает пробку, выбившуюся из горлышка бутылки. Существуют различные легенды о его происхождении. Одна из них гласит, что злая колдунья пыталась наказать поморов, заткнув горлышко бутылки островом, чтобы мешать рыбакам выходить в море на рыбалку. Однако, по какой-то причине, ей не удалось, и сегодня Кильдин отделен от Большой земли узким проливом.

Специалисты имеют разные точки зрения на происхождение острова. Некоторые геологи считают его частью Кольского полуострова, в то время как другие полагают, что это северный отрог Уральских гор. Одна из самых необычных версий, предложенная мурманским журналистом и историком-исследователем Сергеем Юдковым, заключается в том, что Кильдин - это метеорит, упавший с неба на землю. За последние 20 лет он исследовал остров, пройдя его вдоль и поперек.

-9

На острове Кильдин можно найти интересный природный памятник - квадратные камни-сундуки, достигающие в высоту двух человеческих ростов. Удивительно, что эти камни состоят из слоистого материала, очень похожего на крымский известняк. Предполагается, что они являются обломками скал, которые сорвались вниз к берегу и были долго обработаны ветром и волнами. В древности поморы называли их "чертовыми камнями".

Еще одно природное чудо острова - озеро Могильное. Его уникальность заключается в том, что оно содержит слои как соленой, так и пресной воды, которые не смешиваются между собой. Это единственное озеро в России, где обитают морские и пресноводные рыбы одновременно, а также уникальные пурпурные бактерии.

Озеро могильное на острове кильдин
Озеро могильное на острове кильдин

6. Дно, полное золота и сокровищ

-11

На глубинах Баренцева моря, в районе Мурманска, спрятаны не только золотые слитки, но и множество других ценных сокровищ. Одна из самых знаменитых историй связана с английским крейсером «Эдинбург», который в 1942 году отправился в плавание с грузом, состоящим из нескольких тонн золота и серебра. Эти драгоценности предназначались для оплаты советских закупок. Однако, несчастный корабль столкнулся с немецкими эсминцами и подводной лодкой, и его история закончилась на дне моря.

Спустя 40 лет после трагедии, началась операция по подъему сокровищ с затонувшего «Эдинбурга». Британская компания «Джессон Марин Рикавериз», совместно с российским Минфином и английским Министерством торговли, приступила к этой сложной задаче. Корабль, находящийся на глубине 250 метров, представлял серьезные трудности для водолазов. Они столкнулись с непроглядной темнотой артиллерийского погреба, где хранились сокровища. Но несмотря на все трудности, за месяц работы удалось извлечь 431 слиток золота стоимостью более 40 миллионов фунтов.

Однако, не все сокровища были спасены. Пять золотых слитков и партия серебра остались на дне Баренцева моря, вызывая споры и раздумья о возможном количестве золота, спрятанного на борту «Эдинбурга». Согласно мемуарам адмирала Арсения Головко, на борту корабля могло находиться гораздо больше золота, чем было официально заявлено. Это подтверждается и тем, что один из поднятых слитков золота сейчас является частью постоянной экспозиции в Алмазном фонде России.

Золотой крейсер "Эдинбург" во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.
Золотой крейсер "Эдинбург" во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.

Кроме того, существуют и другие истории о затонувших сокровищах в Баренцевом море. Некоторые исследователи утверждают, что рядом с «Эдинбургом» на дне лежат еще неизвестные сокровища. Это может быть связано с другими кораблями, потерпевшими крушение в этом районе в разные периоды времени. Некоторые из этих кораблей были торговыми судами, перевозившими ценные грузы, такие как драгоценности, антиквариат или даже искусство.

7. Пляж Драконьих яиц

Териберка. Пляж "Яйца динозавров"
Териберка. Пляж "Яйца динозавров"

Пляж "Яйца дракона", расположенный в Мурманской области (в селе Териберка), является одним из удивительных творений природы. Многие посетители этого пляжа утверждают, что они ощущают странное чувство незначительности перед вселенной и своей собственной ничтожностью. Однако после такого переживания они замечают небывалый подъем жизненных сил.

Баренцево море, окружающее пляж Драконов, известно своей неспокойностью. Пространство между скалами и сопками, омываемое бурным морем, усыпано огромными гальками, которые издали напоминают окаменевшие яйца гигантских существ. На фотографиях пляжа Драконов невозможно понять, насколько огромны эти валуны, пока не сравнишь их размеры с ростом человека.

8. Чудовищные рыбы-монстры Баренцева моря

Кроме того, Баренцево море известно своими рыбами-монстрами. Некоторые из них имеют страшно выпученные глаза, зубы в пять рядов, а вместо головы - присоску. Но не стоит пугаться, это не инопланетные существа. Эти рыбы являются обычными обитателями глубин Баренцева моря и попадаются рыбакам каждый день. После этого они попадают на рыболовные суда и в конечном итоге на прилавки магазинов.

Вот некоторые виды таких чудовищ:

Зубатка
Зубатка
Крабсбургер
Крабсбургер
Пинагор
Пинагор
Рыба-сабля
Рыба-сабля
Химера
Химера

9. Загадки погибших кораблей

-19

Во время Великой Отечественной войны Мурманск играл важную роль как ключевой порт, получавший грузы по ленд-лизу от союзников. Множество кораблей погибло на пути к Мурманску, и некоторые из них остаются под водой до сегодняшнего дня, становясь объектами тайн и загадок. Разгадка историй этих потерянных судов привлекает внимание как исследователей, так и тех, кто хочет сохранить память об экипажах, погибших во время войны.

Одним из самых загадочных кораблей в регионе является транспортное судно «Steel Worker», которое прибыло в порт Мурманска в мае 1942 года в составе каравана. Судьба этого судна окутана тайной и мистикой, став предметом многих литературных произведений и исследований. После начала разгрузки и выгрузки около 300 тонн груза на берегу, «Steel Worker» столкнулся с трагическим инцидентом - внезапный взрыв в кормовой части привел к тому, что судно начало тонуть. Экипаж был спасен, но груз, включая запчасти для самолетов и танков, остался на дне моря

Steel Worker
Steel Worker

Еще одним судном, привлекающим внимание, является «Томас Дональдсон», который лежит на выходе из Кольского залива, в районе острова Кильдин. Этот американский корабль был торпедирован немецкими подлодками в марте 1945 года, что привело к его разрушению на три части. В трюмах остались грузы военного и гражданского назначения, включая танки, зенитные орудия, грузовики, легковые автомобили, а также запасные двигатели для быстроходных катеров. Впервые сухогруз был обследован водолазами Северного флота только в 2005 году. С помощью телеуправляемых подводных аппаратов и плавающего крана удалось поднять с глубины 60 метров танки «Шерман», которые лежали на дне.

Танки «Шерман», поднятые со дна Баренцева моря
Танки «Шерман», поднятые со дна Баренцева моря

Помимо уже упомянутых кораблей, вода вокруг Мурманска скрывает еще множество тайн. Некоторые исследователи утверждают, что там могут находиться еще неизвестные суда, погибшие во время войны, истории которых до сих пор не раскрыты. Эти потерянные корабли могут хранить ценные артефакты и информацию, способные расширить наше понимание о прошлом.

Таким образом, корабли, погибшие во время Великой Отечественной войны у берегов Мурманска, продолжают привлекать внимание исследователей и любителей истории. Их истории наполнены тайнами и героизмом, оставаясь важными памятниками тех тяжелых времен. Каждое обнаружение нового судна или поднятого артефакта позволяет нам ближе приблизиться к пониманию прошлого и почтить память тех, кто погиб в борьбе за мир.

10. Из Баренцева моря очень легко попасть в Черное море, минуя Средиземное море

-22

Для многих это станет открытием, но из северных морей, по речным каналам и озерам России, можно спокойно оказаться в Черном море. Самый короткий путь это заплыть в Белое море, впадающее в Онежскую губу.

Отсюда суда отправляются в Беломоро-Балтийский канал, построенный в 1933 году, еще до Второй мировой войны. Этот канал соединяет Белое море с Онежским озером и создает тем самым водный путь между севером и Балтийским регионом. По пути суда будут проходить через семь шлюзов, каждый из которых занимает около часа времени для прохождения.

Далее маршрут пролегает через обширное Онежское озеро, которое занимает площадь более 9000 квадратных километров и славится своими живописными островами и богатым биоразнообразием. После Онежского озера суда направляются в Волго-Балтийский канал, который был построен в середине 20 века. Этот канал соединяет Онежское озеро с системой рек и озер, включая Волгу. Волго-Балтийский канал насчитывает 11 шлюзов, предназначенных для преодоления перепадов высот на маршруте.

Пройдя через канал, суда выходят в могучую Волгу, одну из самых длинных рек в мире. Она протекает через множество регионов России, включая центральную и юго-восточную части страны. Спускаясь по Волге, суда преодолевают около 2000 километров, прежде чем достигают Волго-Донского канала.

Волго-Донской канал соединяет Волгу с Доном, создавая непрерывный водный путь в Азовское море. Проходя через этот канал, суда попадают в реку Дон, которая впадает в Азовское море.

Однако не все суда могут беспрепятственно пройти по этому маршруту. Максимальная ширина судна, допускаемая к прохождению через шлюзы Повенца на Беломоро-Балтийском канале, составляет 14 метров. Кроме того, осадка судна не должна превышать 3,9 метра. Эти ограничения делают маршрут непроходимым для крупных судов, таких как морские лайнеры и танкеры.

В среднем путешествие по этому водному пути из северных морей в Черное море занимает около 15 дней при средней скорости движения 15 километров в час. В пути суда останавливаются в городах и портах по берегам рек и озер, что позволяет путешественникам познакомиться с историей и культурой России.