Как Мирабар, Сандабар был дварфийским поселением, над которым люди построили свой город. Недавнее падение Сандабара должно послужить для дварфов примером того, что происходит, когда баланс сил смещается в сторону поверхности и в пользу людей. Город произошел от цитадели Сандбарр, крепости Делзун, построенной две тысячи лет назад вокруг странного вулканического разлома, который впоследствии стал известен как Вечный Огонь - таинственный источник неиссякаемого жара для городских кузниц и литейных, который позволял Сандабару производить работы уникального качества. Сандбарром руководил Мастер Наковальни, кузнец, наиболее искусный в работе с Вечным Огнем. Когда один Мастер Наковальни умирал или, когда его по мастерству превосходил другой кузнец, руководство городом переходило из рук в руки. Так было до того момента, когда остатки Аскалхорна, преследуемые врагами, не прибыли к порогу цитадели. Тогда Мастер Наковальни Сандбарра помог людям отбиться от демонов и прочих монстров, которые их преследовали. В знак признательности человеку, спасшему его жизнь во время битвы, Мастер Наковальни позволил беженцам поселиться на поверхности вместо того, чтобы отправить их восвояси по окончании сражения. Партнерство, в результате выросшее между дварфами и людьми, стало известно на весь Север, и поверхностная часть Сандабара выросла в мощную торговую крепость. Тем не менее, в то время, как люди на поверхности процветали, популяция дварфов сокращалась, и в какой-то момент Правящий Мастер Сандабара, говорящий от имени человеческих гильдий и торговцев поверхностной части города, превзошел в престиже Мастера Наковальни. Один такой Правящий Мастер, Хелм Друг-Дварфов, был так любим и уважаем, что его потомкам удалось короноваться, чего не осмеливался сделать ни один дварф Сандабара ни до, ни после. Король Фаерхелм, внук Хелма, был королем Сандабара, когда город пал под нашествием орды орков. Сам король не выжил. Помимо этой трагедии, недавняя война нанесла ужасающий урон Сандабару и людям на поверхности. Дракон скидывал огромные камни на многие здания в городе, и значительная часть внешней стены города была разрушена. Большая часть военного руководства Сандабара погибла, когда здание, в котором они держали совет, было раздавлено каменной глыбой. Несмотря на все усилия Алейны Брайтлэнс из сильверимунских Рыцарей в Серебре и доблесть гарнизона Сандабара, орки устремились в город, уничтожив человеческое население на поверхности и загнав немногих выживших защитников в пещеры, из которых многие бежали в Подземье. Дварфы подземного города забаррикадировались в пещерах Вечного Огня и стали ждать. Когда орочий вождь Хартуск ушел, оставив в городе лишь небольшой гарнизон, чтобы замедлить возможных преследователей, дварфы вышли наружу и уничтожили всех до единого орков и гоблинов в Сандабаре. Сейчас Сандабар - полностью дварфийский город; человеческое население исчезло. Работа по расчистке завалов и руин идет медленно, так как большинство дварфов остается в подземной части города, а те, кто несет службу наверху, заняли здания с наименьшими повреждениями, перетащив камни из полностью разрушенных построек, чтобы усилить те, которые еще можно спасти. До войны улицы на поверхности Сандабара представляли собой гладкую мостовую, но многие из дорог были уничтожены падающими глыбами, разобраны на снаряды или на ремонт стен или просто испортились от времени и отсутствия ухода. Сегодня поверхностная часть города - это пустые руины. Некоторые полагают, что верхнему городу будет позволено увянуть и впасть в забвение, за исключением прочной двойной стены, которая его окружает (и которую дварфы уже починили). Храмы человеческих божеств стоят заброшенными. Стены патрулируются несколькими зоркими стражами, чей долг - сообщать обо всем, что они видят, и отправлять восвояси нежелательных посетителей. В центре верхнего города вокруг Зала Мастера все еще существует Круг, готовый принять караваны, стада скота, торговцев. Тем не менее, немногие такие посетители приходят сюда в наши дни, и еще меньше их пропускают в город, так как Сандабар теперь предпочитает торговать только с другими дварфийскими городами через Подземье. Будь на то воля Мастера Наковальни, он бы распорядился осуществлять абсолютно все движение в и из города через подземные туннели, чтобы большинство путей на поверхности были полностью заброшены. Уровень доверия сандабарцев к чужакам низок, а их мнение о людях еще ниже. Из всех человеческих городов во время войны только Сильверимун сделал какую-то попытку помочь Сандабару, и эта помощь (по мнению дварфов) была слишком маленькой и слишком запоздалой. В результате после роспуска Серебряных Пределов Сандабар недолго думая вышел и из Альянса Лордов, официально разорвав все отношения с человеческими городами Севера за исключением тех, которые все еще жизненно важны с точки зрения торговли. Учитывая, что такая торговля теперь очень редка, большинство человеческих королевств видят Сандабар как жадно оберегающий свое богатство город, трусливо прячущийся под поверхностью, пока остальная часть региона делает все, что может, пытаясь восстановиться после недавних конфликтов. Потери Сандабара в зданиях и населении никак не уменьшили содержимое его ломящихся от драгоценностей сундуков, и несмотря на свое нынешнее состояние, город остается одним из самых богатых на Севере, хотя все эти драгоценности теперь редко покидают пределы города. В нижнем городе вновь возникли разговоры о монархе, но Мастер Наковальни отверг эту идею. Дварфам, конечно, нужно заботиться о себе и самостоятельно принимать решения, и в Сандабаре не будет короля. Уж я не знаю, чем является упрямство Флэймстокера - ложной скромностью или истинной мудростью, возможно он ждет, когда появится король-воин, который присоединит Сандабар и сделает его частью большего королевства.
Торнхолд
К западу от Главного Тракта на побережье рядом с Топью Мертвецов лежит то, что люди называют Торнхолд. Когда-то здесь был форт мелкого военачальника из глубоководского семейства Маргастер, который в ходе Второй Войны Троллей был захвачен и присвоен паладином. Многие годы Рыцари Самулара, орден паладинов Тира, основанный Самуларом Карадуном, использовали Торнхолд как свою базу, хотя формально форт оставался собственностью семьи Маргастер. На короткое время немного более столетия назад Торнхолд попал в руки Жентарима.
Когда Жентаримские войска шествовали по Подземью в сторону Торнхолда, они проходили через пещеры Клана Стоуншафт, который жил здесь с тех времен, когда города и форта на поверхности еще не было. Хотя Жентарим убил или захватил в рабство многих дварфов, полностью уничтожить клан не удалось. Выжившие вскоре бежали, перегруппировались и отбили Торнхолд под руководством своего лидера, Эбенезера Стоуншафта, и при поддержке наследницы Самулара, Арфисктки Бронвин Карадун.
После захвата крепости в качестве жеста уважения и благодарности, Карадун завещала право пользования фортом Клану Стоуншафт. Все дварфы Торнхолда происходят из клана Стоуншафт, и так как туннели их дома соединены с замком, они называют это место Крепость Стоуншафт; термин «Торнхолд» они используют только когда в общении с не-дварфами возникает путаница и требуются объяснения. По своей натуре и привычкам дварфы Клана Стоуншафт скрытные (даже по дварфийским меркам), но тем не менее они всегда охочи послушать, что происходит в Глубоководье, особенно если дело касается семейства Маргастеров, которых они расценивают как врагов, которые однажды нападут на новый дом клана, чтобы захватить его или уничтожить, если захватить не получится. Для большинства людей Торнхолд - это просто надземная крепость, замок из серого камня с толстой, извилистой стеной и центральной цитаделью из двух башен. Они не знают о подземных ходах под замком, ведущих в вотчину клана Стоуншафт. Скала, нависающая над морем, на которой стоит замок, настолько крутая, что в стене, защищающей эту сторону замка, не было необходимости. Замок выстроен абсолютно без каких-либо украшательств, и единственное, что разнообразит ровную серую стену - это бойницы. Внутри замка по периметру его внутреннего двора расположены небольшие здания из дерева и гипса, где содержатся животные, и которые используются как кузница, прачечная, свечная мастерская, столярная мастерская для ремонта по дереву (включая повозки и так далее), и пивоварня. Когда-то давно, Торнхолд был прибыльной остановкой для караванщиков, приключенцев и прочих путешественников, которые путешествовали на север по Главному Тракту или через Топь Мертвецов. На десятилетия движение по этой части Тракта было почти полностью прервано расширением Топи и катастрофическими событиями Магической Чумы. В течение этого времени Стоуншафты жили в относительной изоляции, делая запасы руды, очищенного металла и изделий собственного изготовления. Стоуншафты известны своей работой по металлу и драгоценным камням, которую многие считают произведениями искусства и носят как личные украшения. Маргастеры в Глубоководье все еще считают, что имеют законное право на Торнхолд. Крепость находится на восстановленной дороге, ведущей в Невервинтер, так что неудивительно, что эти дворяне будут не прочь воспользоваться ее выгодным расположением. Рыцари Самулара тоже проявляли интерес в восстановлении своего форта в Торнхолде, что было бы подготовкой к их походам в Топь, и ходят разговоры, что эти желания могут привести к любопытному альянсу между алчными дворянами и праведными паладинами. Стоуншафты опасаются, что политика сильного в военном плане Глубоководья приведет к атаке на Торнхолд. Ввиду этого они делают приготовления к осаде, запасаясь разного рода продовольствием и так далее, и усиливая защиту замка. Дварфы Клана Стоуншафт чувствуют богатство, бурлящую энергию и постоянное веселье соседствующего с ними Глубоководья, и хотели бы быть частью всего этого. Они не хотят быть изолированными и лишенными доступа к обществу Глубоководья и к его богатствам. Стоуншафты вполне в курсе амбиций Дома Маргастеров, и понимают, что требуется резко разбогатеть, чтобы противостоять их влиянию. Дварфы проявляют большую осторожность, чтобы их не застали в одиночестве и не похитили агенты Маргастеров, чтобы под пытками узнать секреты обороны замка. По той же самой причине только старейшины Клана Стоуншафт знают и составляют детальные планы этой самой обороны, так что ни один другой отдельно взятый дварф не знает ее полностью и не может раскрыть врагам. Стоуншафты любят и проявляют интерес к разнообразной одежде и моде, музыке, юмору, последним новостям и слухам, а также бытовым товарам и инструментам, которые предлагает Глубоководье. Они предпочитают палицы и моргенштерны, а также другое дробящее оружие, простую броню со шлемом, закрывающим лицо, чтобы нельзя было узнать личность владельца, и с пластинами, закрывающими жизненно важные части тела поваленного на землю дварфа, а также острую еду.