Россия начинается здесь: 1 день в Пскове

В этом 1100-летнем городе мы были всего ничего - меньше 2 суток. Но за 1 полный день успели увидеть немало.

Огромные буквы, складывающиеся в "Россия начинается здесь", мы прочитали с борта кораблика, когда шли по реке Великой. Почему Россия начинается в Пскове? А потому что это один из самых западных городов нашей страны, если не считать Калининград и окрестности. В Пскове мы были всего ничего - 2 дня. По городу гуляли только 1 полный день. Смотрите, что успели увидеть.

1. Покровская башня

Жили мы в гостинице "Покровский" - кстати, отличное место, очень понравилось, рекомендую. Это почти на самом берегу реки Великой - выходишь из отеля, поворачиваешь направо - и видишь башню, а за ней - реку.

Покровская башня во Пскове. Фото автора.

Башня эта носит имя "Покровская". Построена она в конце XV - начале XVI века псковскими каменщиками. Это одна из самых крупных крепостных башен Европы: её наружная длина в окружности - 90 метров. Башня имеет 5 ярусов.

Покровская башня - вид с внутренней стороны. Фото автора.

Признаться, такой архитектуры мы с дочками еще не встречали в наших путешествиях по России. Все-таки псковские старинные строения значительно отличаются от каких-либо других. Посмотрите - башня сложена из местного камня.

апНа башню можно забраться. Фото автора.

Высота башни - 52 метра. На галерею можно забраться и пройтись по ней.

На Покровскую башню ведет деревянная лестница. Фото автора.

Покровская башня нужна была Пскову для обороны - она защищала Окольный город - часть древнерусского города, примыкавшего к кремлю. Здесь проходила вторая линия обороны Пскова.

Вид на Покровскую башню с воротами. Фото автора.

2. Церковь Покрова и Рождества от Пролома

За башней красуется небольшая белая старинная церковь - Покрова и Рождества от Пролома, часть которого возведена в XIV веке (первое упоминание в 1399 году), а часть построена в 1582 году.

Церковь Покрова от Пролома в Пскове. Фото автора.

Почему у церкви такое странное название? Да потому что в 1581 году, когда Псков осадили поляки и литовцы и пробили пролом в стене крепости, то жители города пришли к этому пролому с иконами и долго молились. А потом воодушевились - и прогнали иноземных захватчиков. На следующий год псковичи выстроили рядом с Покровской ещё одну церковь в память о победе над неприятелем - Рождественскую.

3. Прогулка на кораблике по реке Великой

Посетив историческую церковь, мы устремились к причалу - каждый час с него отходили кораблики на прогулку по реке Великой.

Корабль "Буревестник" у причала на реке Великой в Пскове. Фото автора.

Путешествие по реке длилось 2 часа: мы прошли по Великой с экскурсией. День был солнечный, яркий - картины с кораблика открывались замечательные.

Рядом с Псковским кромом установлены слова: "Россия начинается здесь". фото автора.

Особенно интересно с реки было рассмотреть псковский кремль - Кром, как его здесь называют.

Великая - река судоходная, а тысячу лет назад была и ещё глубже, чем сегодня.

4. Псковский Кром

Впервые крепость вокруг Пскова возвели более тысячи лет назад. Такая тут древность - самая русская, исконная. Конечно, те самые постройки не сохранились, но земляная насыпь, на которой стоит псковский кремль, помнит все эти 1 000 лет и даже несколько больше.

Псковский кремль. Фото автора.

Самое первое поселение, появившееся на месте нынешнего Псковского Крома, датируется и вовсе серединой первого тысячелетия. А значит, люди селились здесь 1 500 лет назад. Вот какие корни...

Псковский кром. Фото автора.

Здорово прогуливаться под стенами Псковского крома, забираться на насыпь, дотрагиваться до каменной кладки внушительных стен...

Троицкая башня Псковского крома построена в 1400 году. Фото автора.

Передняя стена Крома, стоящая перед Довмонтовым городом, возведена в XIV веке. Троицкая башня - в 1400 году, на границе XIV и XV веков.

Псковский кремль. Фото автора.

Псковский Кром - действительно самая совершенная из всех крепостей России, построенных в средние века.

Кром стоит на высокой насыпи. Фото автора.

Огромное удовольствие побывать в кремле Пскова и почувствовать дыхание русского времени. Ощущения непередаваемые. Жалеем только об одном - что времени для того, чтобы насладиться историзмом было не так много. По набережной реки Псковы, которая впадает в Великую, мы дошли до мостика.

Набережная реки Псковы. Фото автора.

Увидели здесь вполне обычное с виду здание - однако табличка на нем оповещала, что это памятник архитектуры XVII века. Правда, не музей (жаль).

Памятник архитектуры 17 века - жилой дом горожанина. Фото автора.

5. Звонница

Пройдя через мостик, поднявшись вверх по улице Леона Поземского, дошли до звонницы Псково-Печёрского свято-Успенского монастыря (16 век).

Удивительная архитектура звонницы приковывает внимание - и неудивительно: это явление чисто псковской архитектуры, воплотившее в себя местные традиции.

Звонница. в пскове. фото автора.

6. Палаты Постниковых

Ещё минут 10 пешего шага - и перед нами усадьба XVII века: палаты Постниковых. Стены усадьбы - именно те, средневековые, построенные 300 лет тому назад, в допетровское время.

Постников был богатым псковским купцом, в этом доме жила его семья, здесь же он и хранил свои товары. Фамилия Постниковых занималась купечеством в Пскове вплоть до 20 века.

При Петре Первом примечательное капитальное здание взяли под комендантское управление. А потом, во время Северной войны, здесь поселился со своим штабом граф Шереметьев - главнокомандующий.

В конце XVIII века дом продали банковской конторе. А еще позже - здесь жили воинские части. Одно время даже дом стал служить как тюрьма. Дом назвали "мешком", а от него и улицу - Мешковской.

Реставрация дома была сделана только в 2016 - 2020 году, зато сейчас в нем размещается замечательный музей с любопытными выставками. Одна из них посвящена Псковским изразцам. Изразцы чудесные!

За день мы так устали, что обратно до гостиницы "Покровский" из Дома Постниковых мы добрались на такси. Видите, какой содержательный у нас получился день во Пскове!

Дорогие читатели! А вы в каких кремлях России бывали? Поделитесь в комментариях!