Зона проведения спецоперации на Украине порой напоминает экспериментальный полигон, на котором тестируют современную технику и уникальные идеи. История «царь-поезда» берет свое начало еще в середине 2023 года. В какой-то период стояла угроза контрнаступления со стороны ВСУ, поэтому было принято решение установить на линии боестолкновения более 2000 тысяч вагонов.
Вы удивитесь, но эта задумка сработала. По крайней мере, украинская армия даже не пыталась прорываться в сторону Еленовки и Волновахи (ДНР). Вагоны состава «царь-поезда» до сих пор стоят на месте и оберегают укрепрайон от украинских танков.
Когда мифы становятся реальностью
Впервые об уникальной оборонительной конструкции заговорили осенью 2023 года. Тогда ряд западных изданий выложили фото со спутников, на которых была заметна длинная конструкция, состоящая из сотни товарных вагонов. Интересно, что изначально о «царь-поезде» говорили как о мифе и многие граждане не верили в его существование.
Приоткрыл занавес тайны телеграм-канал, где на днях появился ролик с кадрами вблизи уникального поезда. Военкоры насчитали более 2000 товарных вагонов разного типа, которые протянулись на 25-30 километров. И эта «многоножка» не сдвигается с места уже больше года. К слову, доподлинно неизвестно, кто выступил в роли автора идеи. Вероятно, что строили передвижную линию обороны во время угрозы украинского контрнаступления.
Военные эксперты восхищаются конструкцией, хотя и не считают ее эффективной. Какие-то одиночные танки и боевые машины «царь-поезд» может задержать. Однако его легко подорвать, тем самым освободив проход в несколько вагонов.
Изначально о российском «царь-поезде» начали писать вражеские ресурсы, поэтому многие наши соотечественники не поверили в его существование. Скорее всего, вагоны тянули со стороны Мариуполя. Когда в 2022 году приморский город был освобожден от ВСУ, там оставалось очень много железнодорожных составов.
Разумеется, речь не идет о бронепоезде, так как мобильная конструкция не имеет оборонительных точек, пулеметных вышек и прочих систем обороны. Нельзя исключать, что со стороны Украины территория заминирована, чтобы ни один танк или ДРГ противника не смогли подойти на близкое расстояние.
Эффективность «царь-поезда» остается под вопросом
Специалисты предполагают, что товарные вагоны под Волноваху тянули для обороны от провального украинского контрнаступления. Летом 2023 года действительно существовала вероятность, что ВСУ могут попробовать окружить город и двинуться в сторону Мариуполя. «Царь-поезд» выполнял роль защитного сооружения, но со своими нюансами.
– Во-первых, конструкция поезда не предполагает использование огневых точек. По сути, рядом с этими вагонами никогда не стояли российские войска. Однако вряд ли украинская армия могла бы сдвинуть огромную «многоножку» с места.
– Во-вторых, товарные вагоны ничем не наполнены. По крайней мере, об этом говорят многие эксперты. Если бы вагоны заполнили цементом или щебнем, то пользы от конструкции было бы намного больше.
К слову, это далеко не новая практика использования железной дороги в оборонительных целях. Например, в 2014 году ополченцы в Славянске оборудовали огневые точки в ЖД-составах и передвигали вагоны для приостановки украинской армии.
Нечто похожее использовалось и во времена ВОВ. Безусловно, что на железнодорожных путях выгоднее держать оборону. Конечно, в реальности такие конструкции вряд ли могут остановить противника. Смотрится «царь-поезд» очень круто и точно войдет в исторические летописи. При этом в ранних военных конфликтах аналогичные конструкции никто не использовал. Поэтому «царь-поезд» уже можно назвать легендарным.
Замысел понятен, но эффективность остается под вопросом. С другой стороны, если ВСУ не двинулись в эту сторону, то можно говорить о правильном и полезном решении.
Новые времена – необычные идеи
Вообще, сейчас в зоне СВО можно встретить настолько уникальные решения, что иногда задумываешься, чем руководствовались авторы. Конечно, мы должны понимать, что в бою любая техника сгодится. Например, нашумевшие «царь-танки» с огромными мангалами вместо брони, которые должны защищать от ударов FPV-дронов.
Русские умельцы пошли еще дальше и соорудили новый «царь-танк» на базе Т-72 и противоминного трала. Судя по кадрам в сети, новая модификация получила:
1. Защитные решетки для противодействия кумулятивным снарядам. Аналогичные решетки уже наваривали на технику, но не в таком количестве.
2. Защитные стальные экраны по всем проекциям танка. Причем смотрятся они очень странно, хотя и защищают от ударов БПЛА.
Спереди Т-72 оснастили противоминным тральщиком. Вероятно, эту модификацию планируют использовать в штурмовых батальонах, когда нужно иметь максимальный уровень защиты всех бортов.
Какие еще необычные конструкции мы встретим в СВО, можно лишь догадываться. Главное, чтобы они выполняли свои задачи.