Найти тему
Океан Между Нот

Плевал ли Глинка на Россию?

Если тебя незаслуженно обидели - вернись и заслужи.

После очередной инаугурации в некоторых телеграмм-каналах вновь всплыла старая фейковая история о Михаиле Ивановиче Глинке. Якобы автор патриотической песни "Славься" из оперы "Жизнь за царя" терпеть не мог родное отечество и

уезжая из России в Германию, разделся на границе ... догола, до самого гола, бросил на землю платье, чтоб и духу русского с собой случайно не прихватить, плюнул на русскую землю и крикнул: "Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и её людей" и шагнул под шлагбаум.

В качестве источника указываются воспоминания младшей сестры композитора Людмилы Ивановны Шестаковой, опубликованные во втором томе журнала "Русская старина" за 1870 год.

Журнал в отсканированном виде размещён в сети, найти его не составляет особых трудностей. Однако, в нём нет приведённой цитаты, а события описаны Шестаковой несколько иначе:

Наступило и 27-е апреля 1856 г. В час по полудни брат вместе со мною и В.В. Стасовым сели в карету, и мы проводили отъезжавшего до заставы. У заставы брат вышел из кареты, простился с нами, потом плюнув, сказал: "Когда бы мне никогда более этой гадкой страны на видать!"
-2

Запрос композитора был принят Вселенной, и в феврале следующего года он скончался в Берлине.

Из троих свидетелей об "историческом плевке", спустя четырнадцать лет, сообщает только Людмила Ивановна. Остальные участники - Глинка и Стасов - словно слюны воды в рот набрали. Так что, возможно, вся история - сестричкины выдумки.

С другой стороны, поводы для недовольства у Михаила Ивановича несомненно были. Семейные отношения у композитора не сложились, две его оперы ставили не так часто, как ему хотелось, а музыку критиковали все, кому не лень.

Всё это становилось источником "бесконечных сплетен и пересудов" в высшем обществе. За границей было гораздо комфортнее:

Спокойно мне в Берлине, потому что из самцов я только знаком с людьми специальными: Деном, Мейербером и проч. Никто не навещает меня с каплею яда на конце языка.

И по свидетельству Шестаковой:

... в России ему [Глинке] было труднее писать чем где-нибудь, это очень понятно: климатом и природой он восхищаться, конечно, не мог, а полное пренебрежение к его таланту со стороны русского общества парализировало в нём всякое вдохновение.

В общем, каждый так и норовил обидеть настоящего художника. Оставалось только плюнуть на всё и уехать из России.

-3

А навсегда или на время мы, увы, никогда не узнаем.

Ссылка на пост найдёт своё место в постоянном КАТАЛОГЕ канала. Ещё по теме:

Забирай свои игрушки
Океан Между Нот15 августа 2020

Финальная несмешная байка будет интересна современным концертным промоутерам:

Однажды Ференц Лист запланировал два выступления во французском городке.
В первый вечер в зале собралось всего пятьдесят человек, из которых только одна была представительницей слабого пола. Музыканты отыграли больше половины программы, когда Лист неожиданно прервал концерт и объявил:
- Господа! Мадам! Я думаю, с вас достаточно музыки на сегодня. Мы просим оказать нам честь, поужинав вместе с нами.
Как и следовало ожидать, публика не отказалась от приглашения и в полной мере насладилась застольем за счёт Листа.
На следующий день зал был полон и пианисту с лихвой возместили понесённые расходы за предыдущий вечер. Но на этот раз зрители отправились спать голодными, раз и навсегда усвоив, что фортепианный концерт не всегда сопровождается банкетом.