о новом "Мастер и Маргарита" по новому...
В этой статье постараюсь без спойлеров (это вдруг кто не знает, что в книге))) рассказать о новой "М и М"
Вместо вступления
Удивительно, но у нас в семье "Мастер и Маргарита" как художественное произведение было, как это сейчас говорят... нежелательным. То ли потому что чертовщина, то ли еще по каким причинам...
Поэтому, читал я его в жизни всего раз или два, в школе и, кажется, в институте для постановки отрывков. Иные фильмы, кроме 2024 года, смотрел поверхностно, не вникая в суть произведения. В общем подходил я к просмотру нового кино, скажем так, девственным.
Культурная составляющая
Я, как режиссер, в первую очередь, конечно, обращаю внимание на режиссуру, которая в этом фильме явно на уровне. Можно по разному относится к режиссеру (об этом мы поговорим позже), но свое дело он выполнил четко!
Очень продуманный мир. Я говорю именно мир, потому что в фильме передается не совсем реальный СССР, а некий я бы сказал Готэм-Москоу, со своей очень интересной спецификой.
Плюс к этому хочу отметить символическую линию о постройке Нового Мира, протянутую сквозь все произведение. Везде где гуляют главные герои, происходит масштабное строительство новостроек, брусчатки и т.д. (видимо аллюзии к современной Собянинской Москве), что дает нам два аспекта -
1) позитивное ощущение нового светлого
2) негативное ощущение нового мира без Бога
и тут каждый выбирает, что чувствовать, сам.
А уж монтажный переход от летящей головы Берлиоза к футбольному мячу (не смог без спойлеров все-таки) просто восхитителен.
Немец
Актер-немец - шикарен. Точен. Понятен. Оправдан.
Воланд в его исполнении считаю достойным высоких наград. Без шуток.
Но есть нюанс.
Озвучка. Очень загадочная. Определенное количество раз голос Воланда не попадает в его губы... я вначале подумал, что это моя профессиональная деформация мне мешает, но потом услышал от других мнение, что это было специально, дескать, непонятно на каком языке он говорит и говорит ли вообще. Ну я здесь не соглашусь. Для того, чтобы эта версия была бы правдива, с точки зрения режиссуры, должен был быть элементарный ход.
Представьте, что голос Воланда мы слышим, а рот у актера не открывается. Совсем. И тогда... тогда как раз я как зритель понимаю, что Воланд говорит не ртом, а живет в мыслях людей и разговаривает с ними напрямую и их сознания.
А в данном случае я считаю, что имеет место быть технические особенности кинопроизводства, а именно...
Чистовая запись голоса на площадке и перезапись на постпродакшене
Что же это?
В большинстве случаев, в кино выбирают между двумя стихиями
- либо весь звук (реплики, шумы и т.д.) пишут на съемочной площадке
- либо все переписывают в студии позднее
А здесь, мы имеем дело с миксом этих направлений. То есть русские актеры записывались на площадке и их голоса более "реальны" а голос Воланда явно переозвучивался. Видимо потому что немецкому актеру было крайне сложно справится с русской речью. Засчет этого Воланд стал слегка "нереален"... Хотя может это и на руку произведению.
ИЕШУА
Здесь я буду краток. Иешуа в фильме почти нет. И собрав определенное количество мнений, могу сказать, что это основное к чему все придираются. Образа всем не хватает, я так думаю, в противовес "увесистому Воланду".
А я бы, знаете... исходя из концепта, который избрали авторы фильма, я бы еще минимизировал образ Иешуа Ганоцри. Чтобы не было никаких крупных планов. Чтобы я только догадывался об истинном величии образа. Чтобы во мне осталась загадка - "кто же он был на самом деле". Чтобы этот образ был как бы... Инфернален, недоступен.
Про актерское
Ох, чувствую, закидают меня тапками... Поэтому пройду стороной двух главных действующих лиц. Потому что абсолютно каждый категорично имеет о них свое представление и перейду к второстепенным персонажам.
И здесь хочу выделить для себя самую сильную и самую слабую актерскуб работу.
И снова тапки...
Ладно.
Для меня самым неубедительным оказался состав свиты Воланда... Уж извините. На мой взгляд явно переборщили с наигрышем и актерским "наяриванием" а вот...
"Лучшая женская роль второго плана" достается...
ПРАСКОВЬЕ !!!
"Кому?" - спросите вы.
Ну Прасковье! Прасковья!!! Вы что, не помните?!? Эххх, ладно растолкую! Это женщина из психушки, где сидит Мастер... ну она еще ему укол в мягкое место делает... Вспомнили?
и она просто ГЕНИАЛЬНА!!! Она настолько естественна, органична и просто настоящая, что, пожалуй, переигрывает самого Воланда. Причем я был в шоке, кто оказывается ее играл...
ГРУДИ (18+)
кусочек не для маленьких
Сколько я ни собирал отзывы, одной из животрепещущих тем, были... да-да груди главной героини Маргариты... Настоящие аль нет?
Итак, опрос от Маэстро по количествам голосов (причем голоса и мужские и женские), показал такую статистику:
60% - накаченные
30% - нарисованные
10% - свои
Небольшое расследование от Маэстро показало, что грудь явно меняет свою размерность от начала фильма к его завершению
Уж извините за блюр, без него никак.
Мы можем обратить внимание, что трансформация действительно есть. Хотя возможно, это тоже оправдано с точки зрения художественности и преображения героини.
и лично я бы склонился к 60 процентам опрошенных и небольшому "вмешательству" в образ героини.
Культурно-политическая составляющая
Ну вот и приехали...
Немного про сверхзадачу. все же знают что это такое?
Для тех кто, хочет вспомнить, напомню, что сверхзадача любого произведения это "Для чего?" я это произведение создал
и тут как говорится вопросики
Давайте даже забудем про то, кем теперь является режиссер этого фильма (то ли иноагент, то ли еще в этой стезе) и чем он занимался и какими словами высказывался.
И попробуем выявить именно сверхзадачу фильма. произведения. Отдельно от автора.
и тут без спойлеров опять же не обойтись
ну во-первых - Смешение понятий "Зло это добро, добро это зло, одно без другого не может"... ну возможно... Но пытаясь выявить суть этого вопроса мы ударяемся в софистику.
во-вторых - подвиг Маргариты... а на столько ли он подвиг, в концепции данного произведения? Настолько ли это жертва и самоотдача?
в-третьих -Москва-то, товарищи, горит... И тут в реалиях нашей современности (возможно 5 лет назад об этом даже не задумались бы) тебе становится как минимум не по себе, ведь это все (Зло, НеДобро, Доброе Зло) оно рядом и оно действует.
НАПОСЛЕДОК
В завершении хочу сказать что фильм 2024 "Мастер и маргарита", это действительно красивое, хорошо сыгранное и качественное кино, которое можно смотреть ни один раз... Только смотреть его надо с умом и пониманием того, что зло, в отличии от товарища Воланда, реально и ближе, чем мы думаем.