Вот давайте поговорим о том, в каком состоянии находится наш, российский кинематограф. Дело в том, что мне интересно, почему в стране, которая снимала такие фильмы, после которых Голливуд начинал задавать вопросы – «Как вы вообще такое снимаете?», докатились до такого состояния. Я напомню, что в СССР был снят, например, такой фильм, как «Планета бурь», который купили в США, два раза перемонтировали, добавили свои сцены, и два раза прокатили в кинотеатрах! И такое было не только с этим фильмом! Специалисты из Голливуда приезжали в СССР, чтобы научиться так снимать кино. И я даже не буду говорить о таких фильмах-шедеврах, как дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», или «Через тернии к звёздам», в которых прекрасно было всё – начиная с манеры подачи сюжета, и заканчивая теми самыми эффектами!
Хотя, как раз, с эффектами, в современной России работать умеют. Я говорил и про «Девятаева», в котором воздушные бои смотрелись довольно реалистично, хотя сам режиссёр и рассказывал, что всё было сделано в компьютерной игре «War Thunder». Да и в других фильмах, данного жанра (а я всё же, очень люблю фантастику), с эффектами, как правило, всё хорошо. Проблемы, увы, с сюжетами, подачей материала и моралью. Особенно с моралью…
Как-то раз, это было уже довольно давно, у меня в гостях сидел один товарищ. Он на тот момент рассказал мне о российском фильме под названием «Чёрная молния». Сказал, что кино ему понравилось, но, «в 21-ю «Волгу» столько всего просто не запихать!». На тот момент, сказать мне ему было нечего, так как я на тот момент фильма не смотрел. Спустя несколько дней, копия фильма была на моём компьютере, и я решил посмотреть, что же этот фильм из себя представляет…
И вот, собственно, что я могу сказать про этот «шедевр». Как я уже говорил, работать с эффектами в России умеют. На самом деле, красивых сцен с теми или иными эффектами, хватает. И да, не всегда можно понять, где использовались эффекты практические, а где – компьютерная графика. Конечно, никто не будет сомневаться в том, что полёты «Волги» - все были сделаны на компьютере, но – это было красиво, этого не отнять. Тут, как говорится, проблем нет. Проблемы есть в другом…
В 2001-м году (если мне не изменяет память), Голливуд выпустил фильма Сэма Рэйми «Человек-паук», про приключения Питера Паркера. В главной роли снялся Тоби Магуайр, и смотрелось это на тот момент достаточно хорошо и красиво. Собственно, если кого-то интересует моё мнение, то это – один из лучших фильмов про данного героя. Там есть мораль – та самая «Чем больше сила, тем больше и ответственность!», там есть дуга характера главного героя и немало всего остального. Там даже врага под конец фильма становится жалко! То есть, фильм, как я уже говорил, вышел довольно качественным.
И вот, в России сняли «Чёрную молнию». На самом деле, мне интересно, многие ли знают, что сюжет данного фильма, почти один-в-один повторяет сюжет «Человека-паука»? Я не знаю, говорилось ли про это в официальных источниках информации (скорее всего – нет), но, так оно на самом деле и есть. А сюжет – повторяет, и очень даже сильно. Понятное дело, что у Питера Паркера появилась суперсила, когда его паук укусил, а у «нашего героя» - супермашина, которую он получил совершенно случайно. И также, как и Паркер, в итоге, наш молодой человек становится «супергероем». Но, как говорится, «есть нюанс». Питер Паркер сам по себе был неплохим парнем. Он был добрый, отзывчивый… Ему, скорее всего, просто не хватало некоторой уверенности в себе и да, физического развития. Это можно понять. И то, что он единственный раз в жизни совершил не самый хороший поступок – пропустил грабителя, так как его самого только что обманул распорядитель рестлинга, будет терзать его чуть ли не до конца, так как ему казалось, что именно тот самый грабитель убил его дядю. Это можно понять, не так ли? А что с героем русского фильма? Он учится в престижном ВУЗе, он довольно неплохо живёт, у него и так всё есть. Более того, нам показывают такого «типичного мажора», который буквально с самого начала фильма не вызывает ничего, кроме неприязни. И цель у него примерно такая же – чтобы понравиться девушке, он хочет подарить ей «айфон». Собственно, на этом уже можно… не говорить ничего про этого персонажа. Хотя бы потому, что понравиться девушке, которой нужен именно «айфон» - очень плохой сюжетный ход. Плохой тем, что, по сути, это тот самый «культ потребительства», который так активно внушают нашей молодёжи (собственно, и не только ей). Мол, хочешь быть успешным, хочешь быть хорошим – последняя модель «айфона», дорогая машина, и вообще, как говорится, «люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех!». Помните, не так ли?
И вот, значит, если сравнивать нашего героя с Паркером, который, помимо одного боя в рестлинге, более ничем таким и не занимался, а почти сразу отправился «наводить справедливость» и бороться со злом, «наш герой», занимается более важными вещами – зарабатывает деньги! И, по большому счёту, мораль фильма именно такая – деньги превыше всего! И даже то, что он в итоге вступает с единоборство с «главным мерзавцем российского кино» (серьёзно, у Вержбицкого положительные роли есть?) – вовсе не потому, что тот планирует совершить какое-то Зло, а просто потому, что тот охотился за системами, что инженеры «запихнули» в эту машину. И, собственно, всё. Если фильм «Человек-паук», буквально кричит нам на каждом шагу о том, что надо делать добро, о том, что надо защищать людей и быть человеком, то наш фильм говорит только о том, что «надо стремиться к большим деньгам, надо искать возможность разбогатеть, и только тогда тебя ждёт успех – в том числе и у женщин!». Хорошая мораль, не так ли?
А теперь, давайте я расскажу про мораль старых американских фильмов про супергероев – ведь «Чёрная молния» именно их копирует, как я писал выше. Взять того же Бэтмена – богатый человек, миллиардер Брюс Уэйн, который может себе позволить всё, что угодно, не так ли? Да, у него немало денег, которые он получил от родителей. Только вот, не умея ими распоряжаться, он потерял бы почти всё. Далее, сам по себе Уэйн – человек тренированный, так как, чтобы эффективно бороться с преступностью, он должен много чего уметь в плане рукопашного боя. Чтобы получать все те «технические прибамбасы», которые он использует для работы, он должен понимать, что он хочет – так как он сам почти всё разрабатывает. В общем, это очень хорошо подготовленный почти во всём, человек. А деньги – просто помогают ему работать более эффективно.
Супермен, помимо своей сверхсилы, использующий ещё и человечность… И так далее, и тому подобное. Так и получается, что все (или почти все) голливудские герои – они представляют собой, можно сказать, квинтэссенцию морали. Морали о том, что, если ты получился сверхсилы и тому подобное – изволь пользоваться ими для добра! А у нас – для зарабатывания денег…
Вот и получается, что с такими «фильмами», мы и получаем… «потребителей»… И это, увы, печально.