Недавнее обсуждение про пасхальные ритуалы натолкнуло на написание этой статьи. Казалось бы, ответ на вопрос из заголовка очевиден, есть мифологическая система или религия, она уже обрастает традициями и ритуалами. Однако, тогда всплывает вопрос, а откуда берут силу ритуалы, которые давно оторвались от любой базы? Новый год, пасха в нерелигиозных семьях и многое другое. Оказывается, этот вопрос давно занимает ученых и вызывает масштабные дискуссии!
Вопрос о том, что первично — миф или ритуал, является предметом дискуссий разных наук: антропологии, религиоведения и культурологии. И точек зрения на самом деле не две, а целых три!
Одни теории говорят о том, что мифы (рассказы о божествах, героях, происхождении мира и т. д.) могли возникнуть первыми как способ объяснения окружающего мира и передачи знаний от поколения к поколению. Ритуалы в таком случае могли бы развиваться позже как способы символического воплощения и практического использования мифологических сюжетов. Это самая очевидная точка зрения. Человек увидел молнию, придумал бога, потом придумал, как с ним держать "связь" и как ему поклоняться.
Другие ученые предполагают, что ритуалы могли возникнуть первыми. И это уже куда интереснее! Один из виднейших ученых, который придерживался этой точки зрения - Д. Фрейзер, автор Золотой ветви. Он выводил ритуалы из магического мышления человека и его попыток влиять на законы природы своими действиями. Это мы видим и сейчас, различные приметы, привычка не здороваться через порог и десятки мелких ритуалов вообще уникальных для каждого человека.
Человек начинается с рефлексивной веры в закон природы. Он думает, что может влиять на природу, правильно применяя этот закон: "В магии человек зависит от своей собственной силы, чтобы противостоять трудностям и опасностям, которые окружают его со всех сторон. Он верит в определенный установленный порядок природы, на который он, несомненно, может рассчитывать и которым он может манипулировать в своих собственных целях. Д. Фрейзер
По мнению Фрейзера, уже из этих ритуалов появляется миф, чтобы как-то оправдать эти действия в глазах общества. Этого же мнения придерживается и известный мифолог, и религиовед - Мирча Элиаде.
Есть и третья позиция. Классицист Уолтер Буркерт считает, что мифы и ритуалы изначально были независимыми. то есть существовали ритуалы, которые появлялись сами собой, а параллельно была некая описательная, мифологическая система и которые естественным образом столкнулись и начали усиливать друг друга.
Мне ближе третья позиция. Действительно, ритуалы сами собой возникают в нашей жизни даже в нынешнюю, сугубо рациональную эпоху. Более того, если вернуться к психологическому взгляду на миф, то он имеет психологическую природу. В этом смысле и ритуал может выражать некие тенденции нашей психики. А это уже объясняет, почему ряд праздников прорастают как сорняки сквозь асфальт и раз за разом захватывают все человечество. Отличный пример этого - новый год, который пытались у нас в стране запрещать, который давно оторвался от любых религиозных параллелей и который празднуют во всем мире. Ну нужно нашей психике перезагрузить себя раз в год и метафорично перезагрузить весь мир, куда деваться, будем праздновать!
Автор: Самусенко Антон Викторович
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru