Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что первично миф или ритуал?

Недавнее обсуждение про пасхальные ритуалы натолкнуло на написание этой статьи. Казалось бы, ответ на вопрос из заголовка очевиден, есть мифологическая система или религия, она уже обрастает традициями и ритуалами. Однако, тогда всплывает вопрос, а откуда берут силу ритуалы, которые давно оторвались от любой базы? Новый год, пасха в нерелигиозных семьях и многое другое. Оказывается, этот вопрос давно занимает ученых и вызывает масштабные дискуссии!

Вопрос о том, что первично — миф или ритуал, является предметом дискуссий разных наук: антропологии, религиоведения и культурологии. И точек зрения на самом деле не две, а целых три!

Одни теории говорят о том, что мифы (рассказы о божествах, героях, происхождении мира и т. д.) могли возникнуть первыми как способ объяснения окружающего мира и передачи знаний от поколения к поколению. Ритуалы в таком случае могли бы развиваться позже как способы символического воплощения и практического использования мифологических сюжетов. Это самая очевидная точка зрения. Человек увидел молнию, придумал бога, потом придумал, как с ним держать "связь" и как ему поклоняться.

Другие ученые предполагают, что ритуалы могли возникнуть первыми. И это уже куда интереснее! Один из виднейших ученых, который придерживался этой точки зрения - Д. Фрейзер, автор Золотой ветви. Он выводил ритуалы из магического мышления человека и его попыток влиять на законы природы своими действиями. Это мы видим и сейчас, различные приметы, привычка не здороваться через порог и десятки мелких ритуалов вообще уникальных для каждого человека.

Человек начинается с рефлексивной веры в закон природы. Он думает, что может влиять на природу, правильно применяя этот закон: "В магии человек зависит от своей собственной силы, чтобы противостоять трудностям и опасностям, которые окружают его со всех сторон. Он верит в определенный установленный порядок природы, на который он, несомненно, может рассчитывать и которым он может манипулировать в своих собственных целях. Д. Фрейзер

По мнению Фрейзера, уже из этих ритуалов появляется миф, чтобы как-то оправдать эти действия в глазах общества. Этого же мнения придерживается и известный мифолог, и религиовед - Мирча Элиаде.

Есть и третья позиция. Классицист Уолтер Буркерт считает, что мифы и ритуалы изначально были независимыми. то есть существовали ритуалы, которые появлялись сами собой, а параллельно была некая описательная, мифологическая система и которые естественным образом столкнулись и начали усиливать друг друга.

Мне ближе третья позиция. Действительно, ритуалы сами собой возникают в нашей жизни даже в нынешнюю, сугубо рациональную эпоху. Более того, если вернуться к психологическому взгляду на миф, то он имеет психологическую природу. В этом смысле и ритуал может выражать некие тенденции нашей психики. А это уже объясняет, почему ряд праздников прорастают как сорняки сквозь асфальт и раз за разом захватывают все человечество. Отличный пример этого - новый год, который пытались у нас в стране запрещать, который давно оторвался от любых религиозных параллелей и который празднуют во всем мире. Ну нужно нашей психике перезагрузить себя раз в год и метафорично перезагрузить весь мир, куда деваться, будем праздновать!

Автор: Самусенко Антон Викторович
Психолог, Аналитический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru