Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Фрау (2024 г.) мелодрама о поиске аленького цветочка, который не всякому дано найти.

Кадр из фильма "Фрау".
Кадр из фильма "Фрау".

Работая в магазине инвентаря для активного отдыха на лоне природы, Иван выказывает собственное отклонение от нормального мышления всем и каждому: покупателям, коллегам, раздатчице в столовке. Он такой, а если это кому-то не нравится, то терпеть не надо, уходи или проходи мимо. Он печалится от несбывшейся надежды на радостный брак, изливает горькие душевные муки в общую тетрадь под названием «Ледяная сказка» и хранит её в морозилке, как будто хочет навсегда заморозить те неудавшиеся отношения. Хотя, кажется, ему встретилась та самая, или, может, не совсем та, но которой под силу растопить лед на струнах, отвечающих у Ивана за отношение к женщинам.

Любовь Мульменко давно пишет хорошие сценарии (Комбинат «Надежда») и совсем недавно снимает полнометражное кино. Она современным языком говорит на вековые темы с эндемичным российским говором. Но, чаще всего, это повесть о разного рода безысходности, сермяжной, романтичной, лиричной. Её диалоги знакомы каждому не взирая на теорию стратификации. Как драматург Мульменко экспериментирует, усложняет конструкцию текста, меняет местами его составные части или создаёт заново. Тоже самое решила сотворить и в ипостаси постановщика художественного кино. В Фрау она осмелилась огорошить публику псевдо-советской эстетикой в самом начале, и на протяжении всей картины тянуть эту тему шлягерами брежневской оттепели. Смелый эксперимент, только режиссёрка не учла тот, всем известный, факт, что тогда люди были открыты и душевны. У неё в фильме они полярны шаблонным образам персонажей шестидесятых. И в этом, скорее всего так и задуманном эффекте на разрыв шаблона кроется неудача ленты.

Кадр из фильма "Фрау".
Кадр из фильма "Фрау".

Несчастные герои всегда вызывают ощущение слизи на ладонях, жидкости в лёгких, из-за которых трудно дышать-смотреть на экран. В таких случаях обязательно предусмотреть некое второстепенное лицо, которое будет разбавлять и размывать флегму. В Фрау есть такой, Вовка, но он совсем отодвинут сценаристкой в дальний угол магазина, и изредка подаёт реплики протагонистам. Наверняка Мульменко хотела отобразить невыразительные серые будни прошлого, бабушкины дни, безэмоциональными репликами и мимикой. На контрасте продемонстрировать, как было тогда, через Ваню, и как теперь люди чувствуют и поглощают кислород посредством Кристины. Не удалось иллюстрировать полноценно тогдашние переживания, Иван чрезмерно индифферентен, да и дня сегодняшнего страдания тоже слабо получилось выразить, Кристина с ампутированной чувственностью не увлекает.

Актёры справляются с задачей, если таковая была поставлена. Они всякий раз плюют с высокой горки близким на макушку и совсем не греют серое вещество размышлениями об этом. Разыгрывая каждую сцену, артисты вроде как проживают те мгновения, выброшенный в реку топорик или поменянные шторы, но когда дело доходит до предложения руки и сердца герои отупевают и делают это с лёгкостью дурака, выступающего на людях и признающегося в любви к сладкому.

Кадр из фильма "Фрау".
Кадр из фильма "Фрау".

Фрау - фильм, где взрослые не любят никого, даже себя, такое кино почти не интересно смотреть. Это скучное зрелище, под саундтрек советской эстрады, иногда может всколыхнуть давние залежи чувства близкого детства под Песню о волшебном цветке в исполнении Клары Румяновой. Там, в общем, поётся о счастье и о том, что его далеко не каждому суждено обрести. И только внучка с бабушкой говорят друг другу эти заветные слова, правда они перед этим крепко манипулируют несколькими фразами-заклинаниями, вроде – «Ну, хорошо, ходи как хочешь» и только после этого ни от кого не требуемого разрешения следует никому не нужное - «Я тебя люблю». Картина бесчувственная, здесь нет эмоций, Странность главного героя Вани и стандартность балерины Кристины не отвлекают от меланхолии, наоборот, наполняют ею. И нет осадка, словно после прочтения дурацкого послания и приписки к нему.