Планируется, что в 2024 году состоится долгожданный первый полёт нового самолёта ТВРС-44 «Ладога». Этот уникальный воздушный аппарат способен взлетать с различных типов аэродромов: асфальтовых, бетонных, грунтовых и даже снежных полос.
Уральский завод гражданской авиации активно трудится над созданием двухмоторного турбовинтового пассажирского самолёта, предназначенного для замены устаревших моделей Ан-24/26 и Як-40. Сообщается, что производство самолёта идёт полным ходом, и после первого полёта уже запланирована обширная программа сертификационных испытаний.
Разработчики утверждают, что "Ладога" представляет собой полноценное воздушное судно, способное работать даже при экстремальных температурах и в сложных природных условиях. УЗГА добавили, что региональный самолет ТВРС-44 будет способен взлетать как с асфальтовых и бетонных взлетно-посадочных полос, так и с грунтовых и снежных полос, что позволит использовать "Ладогу" по всей территории России.
Варианты исполнения "Ладоги" от УЗГА будут разнообразны. Среди них комбинированная версия на 36 пассажиров и 16 м3 груза, на 20 пассажиров и 27 м3 груза, также будут предложены варианты медико-эвакуационный и патрульно-спасательный. Самолет будет обладать цельнометаллической сборно-клепаной конструкцией планера, а композитные материалы будут использованы для закрылков, носового обтекателя, законцовки фюзеляжа и других элементов.
Показатели базовой версии ТВРС-44 включают в себя возможность перевозки 44 пассажиров или до 5 т грузов. Дальность полета "Ладоги" с пассажирами составит 2200 км, а с грузом - 1200 км, что превышает характеристики Ан-24. Крейсерская скорость самолета будет в диапазоне 460—480 км/ч, а высота полета - 7200 м.
Но, всё как всегда упирается в силовую установку. Санкт-петербургское предприятие «ОДК-Климов» Ростеха в 2021 году получило техническое задание на разработку двигателя ТВ7-117СТ-02 для турбовинтового регионального самолета ТВРС-44 «Ладога».
В 1980-е годы специалисты нынешнего «ОДК-Климов» разработали советский газотурбинный двигатель ТВ7-117С, который стал началом для силовых установок различных видов транспортных средств. Самым близким предшественником новой «Ладоги» стал ТВ7-117СМ, из которого вышел ТВ7-117СТ-01 с мощностью 2900-3100 л.с., предназначенный для самолета Ил-114-300.
Первый полет этого двигателя состоялся в декабре 2020 года. В прошлом году Росавиация выдала сертификат типа на ТВ7-117СТ-01 компании «ОДК-Климов». На его основе в настоящее время разрабатывается модификация ТВ7-117СТ-02, специально адаптированная для 44-местной «Ладоги».
Предполагается, что в 2025 году начнется массовое производство новых двигателей. Компания «ОДК-Климов» соберет четыре опытных двигателя в этом году, из которых два будут готовы уже летом. Два других двигателя будут произведены к концу года и установлены на первый образец самолета для летно-конструкторских испытаний.
Мощность ТВ7-117СТ-02 на взлетном режиме достигнет 2400 л.с. с возможностью автоматического увеличения до 2600 л.с. в случае отказа одного двигателя. Показатель расхода топлива у этого двигателя будет лучшим в своем классе. Для модели «Ладога» силовая установка будет иметь замкнутую масляную систему, а маслорадиатор будет установлен непосредственно на двигателе, что позволит избежать слива масла при замене двигателя.
Для улучшения производительности двигателя и повышения его надежности предпринимаются необходимые меры. Новый электрогенератор переменного тока будет иметь более высокую частоту вращения, что позволит снизить массу двигателя. Теперь двигатель будет работать непрерывно в течение 16 часов, благодаря увеличенной емкости маслобака.
Для аэродромов Севера и Зауралья, где отсутствуют наземные установки воздушного запуска, предусмотрен электрический запуск с использованием современного стартера-генератора. Также будет произведено обновление внешней обвязки и конструкций блока автоматического регулирования и контроля (БАРК). Для удобства подвески на самолете ТВРС-44 узлы крепления двигателя будут адаптированы.
Важно подчеркнуть, что производство самолетов разных типов должно быть максимально быстрым, особенно в условиях современной конъюнктуры. Организация «ОДК-Климов» активно разрабатывает двигатель для региональных самолетов, предназначенных для полетов по отдаленным районам, включая Дальний Восток, Крайний Север и Сибирь.
Этот проект уже давно пользовался популярностью, но сегодня, в свете новых обстоятельств, становится еще более востребованным. Стратегия производства от ОДК направлена на создание достаточного количества современных отечественных самолетов, что является ключевой задачей авиационной отрасли.