Найти тему

Зелье в коробочке: можно ли смешивать разные АТФ?

Оглавление
Как думаете, что будет, если смешать две эти жидкости разного цвета? А если ещё и взболтать?
Как думаете, что будет, если смешать две эти жидкости разного цвета? А если ещё и взболтать?

Острота вопроса вызвана нынешней ситуацией на российском рынке смазочных материалов. В последние два года почти все западные производители с него ушли, оставив вместо себя вал подделок. Российские марки, повсеместно применявшие в своих технических жидкостях импортный функциональный пакет, были вынуждены начать эксперименты с рецептурой, обратив свой взор на восток. Старые запасы масел из благополучных времён подошли к концу и на складах продавцов, и в хомячьих гаражах. А машины-то меж тем бегают, наматывая километраж, и продолжают требовать регулярного техобслуживания. Но если в моторах, мостах, механических коробках и прочих агрегатах, где масло меняется полностью единым объёмом, вопрос о том, что лить, ограничивается сейчас только доступностью и доверием к бренду, то с АКПП всё сложнее. В этих агрегатах из-за их конструктивных особенностей график технического обслуживания рекомендует периодически делать частичную замену рабочей жидкости.

Тут даже просто смотреть на схему из руководства по ремонту АКПП боязно, а уж браться за её переборку и вовсе ужас. Поэтому опасения автовладельцев насчёт совместимости масел в коробке вполне понятны.
Тут даже просто смотреть на схему из руководства по ремонту АКПП боязно, а уж браться за её переборку и вовсе ужас. Поэтому опасения автовладельцев насчёт совместимости масел в коробке вполне понятны.

В прежние времена при частичной замене обычно все доливали АТФ той же марки, какую сливали из коробки, гарантированно оставляя состав масла неизменным. Но дефицит привычных марок, смена рецептуры у оставшихся и появление новых неведомых брендов задачу резко усложнили. Возникла дилемма, что лучше: сделать рекомендованную производителем частичную замену, смешав старорежимное масло с явно другим новым, или полностью поменять рабочую жидкость в АКПП, тем самым сильно увеличив расходы на ТО. С одной стороны, полная замена – дело хорошее, с другой – деньги в кармане никогда лишними не бывает и стоит ли переплачивать, если с коробкой и маслом в ней и так всё в порядке? Тем более, что есть немало агрегатов, которым полная аппаратная замена под большим давлением прямо противопоказана. А при полной замене в ручном режиме с постепенным сливом старой АТФ и доливом того же количества новой всё равно отчасти происходит смешивание жидкостей.

История вопроса

Итак, давайте разберёмся. В АКПП масло – больше чем просто смазывающий материал. Оно передаёт крутящий момент, создаёт управляющее давление для переключения передач, обеспечивает сцепление фрикционов, отводит избыток тепла... Каждая из коробок-автоматов спроектирована под применение АТФ с определёнными характеристиками. А те, в свою очередь, стандартизированы по своим характеристикам и рассчитаны на применение в том или ином типе и поколении автоматических трансмиссий. Пионерами стандартизации стали инженеры General Motors, разработавшие и предложившие всему миру в 1949 году единую универсальную АТФ. Оставаясь лидерами в разработке автоматических трансмиссий, GM со временем совершенствовали линейку стандартов АТФ, а все остальные мировые производители как автомобилей, так и масел уже равнялись на их требования. При этом практически всегда каждое новое поколение АТФ вбирало в себя и ужесточало требования предыдущих. Сейчас многие мировые концерны предъявляют свои собственные требования к жидкостям для коробок-автоматов. Но, как и прежде, все они так или иначе привязаны к классификации General Motors, обозначаемой словом Dexron.

Ко всем современным автоматическим коробкам независимо от их производителя подходят универсальные АТФ соответствующего типа.
Ко всем современным автоматическим коробкам независимо от их производителя подходят универсальные АТФ соответствующего типа.

Благодаря такому положению дел для коробки-автомата не принципиально, где и кем выпущена рабочая жидкость, если она подходит по типу и допускам производителя. Одинаковые АТФ разных брендов смешивать можно.

Смешивание АТФ разных типов допускается, но ограниченно и строго регламентировано. Так, жидкости, соответствующие стандартам Dexron II, Dexron III и Dexron IV смешивать можно, если доливать более высокий номер в коробку с более низким. А наоборот делать нельзя. Поэтому в ассортименте трансмиссионных масел CUPPER их место занимает единая ATF 2+ XPF. А вот Dexron VI мешать с более ранними стандартами ни в коем случае нельзя ни в каких пропорциях. Он гораздо более жидкий и предназначен для совершенно других моделей коробок. Смесь будет работать везде некорректно и приведёт к поломкам. Поэтому в ассортименте CUPPER у него отдельный аналог – ATF 6 XPF.

Старое и новое

Совершенно отдельный вопрос, насколько соответствуют масла, продающиеся у нас в новых реалиях, тому, что написано на их этикетках и тому, что под этими марками поступало на отечественный рынок два года назад. С одной стороны, любой добросовестный производитель всегда обязан наливать в свою тару именно то, что написано на этикетке, включая соответствие допускам. С другой стороны, с нынешним обилием подделок и неизвестных новых марок, далеко не всегда легко определить, насколько добросовестен был наливавший. Поэтому сейчас ориентироваться можно только на те смазочные материалы, происхождение и состав которых предельно понятны. Например, Cupper обладает собственной научной и производственной базой. Это единственный из производителей высокотехнологичных смазочных материалов в России, который никак и никогда не был зависим от недружественного импорта. С другой стороны, это ещё пока не настолько популярный бренд, чтобы его подделывать.

Нормальная рабочая температура масла в АКПП при повседневной езде без особых нагрузок составлят 80-90 градусов. Но трансмиссонные жидкости CUPPER проходят обязательное тестирование на термостабильность своих характеристик. При больших нагрузках, езде с прицепом, на горных доргах коробка может легко разогреться до 120 градусов и даже выше. В реальности все смазочные материалы проверяются под экстремальными нагрузками в автоспорте.
Нормальная рабочая температура масла в АКПП при повседневной езде без особых нагрузок составлят 80-90 градусов. Но трансмиссонные жидкости CUPPER проходят обязательное тестирование на термостабильность своих характеристик. При больших нагрузках, езде с прицепом, на горных доргах коробка может легко разогреться до 120 градусов и даже выше. В реальности все смазочные материалы проверяются под экстремальными нагрузками в автоспорте.

Между тем, лабораторные исследования Cupper не стоят на месте и химики компании продолжают совершенствовать уже имеющиеся продукты. Именно это произошло со всей линейкой трансмиссионных масел, когда к их обозначениям добавились буквы XPF. На практике для пользователя эта маркировка обозначает улучшенные в сравнении с предшествовавшими рецептурами моющие свойства каждого из масел. Остальные свойства сохранились. При этом АТФ поменяла свой цвет – из привычно красной она стала зелёной под цвет моторных масел Cupper.

По цвету - совершенно разные, по характеристикам - одинаковые. Смешивать можно.
По цвету - совершенно разные, по характеристикам - одинаковые. Смешивать можно.

Совершенно резонно это изменение вызвало вопросы пользователей: допустимо ли мешать старую жидкость с новой XPF? Отвечаем. Да, это можно делать совершенно спокойно. Если вы до сих пор ездили на красной ATF 2+, то при частичной замене в неё можно смело добавлять зелёную ATF 2+,XPF. Получившийся цвет в недрах АКПП точно никто не увидит, а работать коробке станет лучше.

Вот так выглядит смесь АТФ CUPPER старой и новой рецептуры. И при этом отлично работает!
Вот так выглядит смесь АТФ CUPPER старой и новой рецептуры. И при этом отлично работает!

Если же вы ещё не ездите на АТФ от CUPPER, нынешняя рыночная ситуация очень подходит для того, чтобы полностью перевести машину на эту жидкость. Но для этого первым делом за 1500-2000 км до предполагаемой смены масла надо залить в коробку через щуп или вентиляцию картера Автоэнергетик для АКПП, чтобы мягко отмыть агрегат от накопившейся грязи и подготовить поверхности деталей к переходу на новое масло. О том, как самостоятельно без лишних усилий и сложных приспособлений полностью поменять АТФ, мы расскажем в другой раз. Следите за публикациями!

Не забывайте ставить палец вверх, подписываться и рекомендовать нас.