Франция, возможно, не является крупной автомобильной державой, но был период, когда самые красивые автомобили в мире были родом из этой страны. Речь идет о золотых временах двадцатых-тридцатых годов прошлого века, когда доминировал так называемый стиль «ар-деко», а автомобили производства Facel Vega, Delahaye, Delage, Citroen и Talbot были шедеврами.
В этой статье хочу уделить внимание одному автомобилю, который вы вряд ли знаете. Он называется Georges Irat Sports, и когда он дебютировал на Парижском автосалоне в 1949 году, он произвел большой фурор.
Компания Georges Irat была основана одноименным человеком в начале двадцатых годов прошлого века после многих лет работы в компании Delage. Он привел с собой несколько инженеров, но дизайнеров у него не было. План его компании заключался в том, чтобы укомплектовать шасси механикой, а кузов заказать в одном из ателье. Ежегодная поставка составляла в основном около 200 машин с двигателями с четырьмя и шестью цилиндрами, хотя существовала и рядная "восьмерка", разработанная компанией Lycoming из Америки.
Как и многие другие производители, компания Irat пострадала от Великой депрессии, и в течение 30-х годов она несколько раз переходила из рук в руки, найдя только, продав 1500 экземпляров за десять лет. Во время Второй мировой войны компания разработала электромобиль, который мог бы проехать около 100 километров на одном заряде аккумулятора, но в послевоенный период вернулась к бензину.
Большинство разработок не вышло дальше стадии прототипа, и модель Sports, которую вы видите на прилагаемых фотографиях, является одной из них. Впервые он дебютировал в 1946 году и очень напоминал довоенные Peugeot со скрытыми фарами, расположенными под центральной решеткой радиатора. Привод, кстати был передним.
Он был оснащен 1,1-литровым двигателем от мотоцикла марки Ruby. К несчастью для Ирата, ситуация в опустошенной Франции была далеко не идеальной, а природные ресурсы страны все еще были ограничены, поэтому приоритетом были серийные автомобили Renault, Citroen, Peugeot, Simca. Поэтому выпуск был под вопросом. Тогда руководство понимает, что надо что-то кардинально менять, иначе их детище никогда не пойдет в серийное производство. Он вернулся на вышеупомянутый Парижский автосалон в 1949 году, снова со спортивным двухместным автомобилем, но на этот раз с более мощным 2-литровым бензиновым двигателем, который позволял развивать максимальную скорость 150 км/ч, привод задний.
Ират заключил соглашение с ателье Labourdette, чтобы разработать для него новую модель Sports. Сказать, что зрители были в восторге, — ничего не сказать, ведь перед ними стоял маленький и легкий спортсмен, который со временем, вероятно, составит конкуренцию популярному Porsche 356. Некоторые детали от предшественника были сохранены, например, центральная фара, но по сути ателье определенно проделало фантастическую работу.
План Ирата заключался в том, чтобы убедить французское правительство в том, что модель Sports предназначена на экспорт на богатый американский рынок и поэтому это должно быть приоритетом. Эта идея на самом деле была не чужда опустошенной Европе и некоторые автопроизводители так делали.
Но и на этот раз французское правительство не согласилось, и Ират получил отрицательный ответ. Разочарованный и разгневанный владелец закрыл свою единственную фабрику во Франции и переехал в Марокко, где всю оставшуюся жизнь проектировал небольшие коммерческие автомобили.
Но, спеша покинуть Францию, Ират забыл о модели, поэтому несколько десятилетий она провела на складе. Когда автомобиль нашли в начале 80-х годов от него мало что осталось. Неизвестно, кто и как стал владельцем Sports и решил вернуть его в первозданное состояние. Поскольку данных по модели не было, её восстановили на основе Simca 8 1939 года, а также на её 1,1-литровом 32-сильном двигателе. Нынешний владелец, заплатил на аукционе за автомобиль 57 216 евро.
Было бы легко обвинить французских политиков в провале Жоржа Ира, но решение всё-такие было правильным. В опустошенной послевоенной Европе лишь немногие производители спортивных автомобилей добились успеха, и даже великий Porsche в течение многих лет зависел от Volkswagen и "подработок", которыми время от времени перебивался.
Как бы то ни было, теперь вы знаете, что подобные попытки были и во Франции, и что дух всех основателей живет в их произведениях, которыми мы восхищаемся по сей день.