Найти тему

Как (и кому) необходимо развивать навыки в наших детях?

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

Есть множество полезных навыков, которые будут необходимы нашим детям в динамичном и хрупком мире. В мире, охваченном властью искусственного интеллекта и робототехники.
Нашим детям необходимо будет быть:
-стрессоустойчивыми
-креативно и критически-мыслящими
-любознательными
-коммуникабельными
-адаптивными, упорными и т.д.


Но как развивать в наших детях, например, коммуникабельность? Кто прячет универсальный совет: "Делай так и твой ребенок станет общительным и располагающим к себе человеком"?

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

Очевидно, что никто. Каждый навык - это многосоставная система развития того или иного поднавыка. Та же коммуникабельность состоит из:
-умения четко структурировать свои мысли;
-грамотного использования языка тела;
-умения красиво и ясно доносить свои мысли до собеседника;
-элементарной вежливости и проявления уважения к собеседнику;
-искреннего желания понять мысли/чувства/ценности другого человека;
-видения чувств и эмоций за словами собеседника;
-понимания цели коммуникации каждого из участников
и многого другого

Чтобы развить в себе навык, ребенок:
-сначала наблюдает за взрослым, слушает взрослого (если взрослый проговаривает вслух логику и последовательность своих действий)
-постепенно "включает" самостоятельность и берет на себя ответственность. От неумелых попыток сделать самому до мастерства, когда ребенок сможет научить другого (это высший пилотаж, потому что он сам проговаривает ту самую логику и последовательность своих действий)

И невозможно человеку, вплотную не занимающегося образованием, нейропсихологией и развитием детей, знать все эти нюансы и уметь их применить на практике.
А именно в ежедневном повторении состоит секрет развития любого навыка, в воспроизведении определенного вида деятельности в разных ситуациях и контекстах.
Т.е. полноценно развивает эти навыки в детях не родитель.

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта

Логично и ожидаемо, что это будет делать дошкольное или школьное учреждения. Но неповоротливая система образования очень медленно сдвигается с места и не может успеть за современными требованиями развития детей. Чтобы внедрить в систему что-то инновационное, необходимо "пройти все круги сами знаете чего". До сих пор школьное образование застряло в развитии IQ, в предоставлении зачастую бесцельных знаний без возможности применять их на практике. А о развитии навыков и качеств будущего, разве что чего-то банального на уроках труда, речи еще, к сожалению, не идет.
Т.е. полноценно навыки будущего развивает в детях не дет.сад и школа

Остаются сторонние специалисты, кружки и секции. И в руках родителей выбрать кого-то ли что-то стоящее и профессиональное.
Я, как мама пятилетки, из личного опыта знаю, насколько это бывает сложно. Необходимо приложить немало усилий и подключить критическое мышление, чтобы за яркой обложкой разглядеть хорошее содержание.
Но как нейропсихолог и специалист по развитию навыков я могу помочь родителям сориентироваться в огромном многообразии дополнительных занятий