Высота Западной вершины двуглавого гигантского вулкана, коим является Эльбрус, - 5642 метра над уровнем моря. Парциальное давление здесь ниже, чем привык организм среднестатистического человека, и попадая сюда, большинство туристов испытывают симптомы кислородного голодания.
Высота и акклиматизация
С высоты 2100 метров над уровнем моря, где мы ночевали четыре ночи и откуда ходили гулять до 3000 - 3350 метров над уровнем моря, поднялись на 3900. Это очень большой перепад высоты. Он означает отсутствие акклиматизации к высоте, то есть к воздуху на этой высоте . Ухудшение самочувствия гарантировано. Вопрос лишь в степени тяжести этого ухудшения. Будет ли это тошнота и сильная головная боль, резко подскачет давление, или будет немного тяжёлая голова, замедленная реакция, одышка при походе в туалет или же лёгкая затуманенность сознания - что-нибудь из перечисленного будет. Если до этого не было прогулок до таких высот и хотя бы одной ночёвки на высоте 3000 - 3500 над уровнем моря. Конечно, организм у всех разный, и случаи бывают индивидуальные, как исключения из правил. Что касается автора этой писанины, то я составляю массовую статистику и подтверждаю правило.
Новый опыт по старым следам
В 2019-ом году я уже попробовала сходить на Западную вершину Эльбруса без должной акклиматизации. Тогда получилось нечто совершенно для меня удивительное. Мы с товарищем поднялись на подъёмнике до станции "Гарабаши" и заселились в вагончик на высоте 3850 метров над уровнем моря. Было это 7-го мая, в день проведения гонки Red Fox Elbrus Race. Погода стояла ясная и солнечная до самого вечера. На склоне было абсолютное безветрие. Тогда я пошла навстречу участникам гонки, встретила знакомых и, зарядившись их энергией, совершенно случайно, не надев кошки, дошла до сломанного ратрака. Лежит он в снегу на высоте 4950 метров над уровнем моря. После спуска меня посетила головная боль, не очень сильная. Ночь я спала хорошо, и на утро была полна сил. На восхождение сходила 9-го мая. Предварительно мы с товарищем сходили в двухдневный поход с ночёвкой на 2800. Не 3000 даже, но этого хватило, чтобы на Эльбрусе не страдать. А что же теперь?
Очередной майский Эльбрус
В день заселения в приют "Гарабаши" я прогулялась чуть выше 4200 метров. Выше не пускала погода. Был очень сильный ветер. И метель. Видимость никакая. А на следующий день сходила, как полагается, до той самой отметки в 4950 метров. Стандартный акклиматизационный маршрут "до ратрака".
По сравнению с 2021-ым годом, сломанный ратрак относительно туристической тропы и пути движения действующих ратраков сместился вправо и покосился. Впечатление такое, будто ледник сполз и стащил его с собой. Кроме того, раньше этот сломанный ратрак находился на высоте 5000 метров. Теперь - на 4950.
Сломанный ратрак на Эльбрусе
Говорят, гусеница этого ратрака попала в трещину и порвалась. Ремонт на такой высоте - дело сложное, поэтому ярко-красный труженик остался зимовать на склоне. Потом его весь забило снегом, он начал постепенно уходить под лёд. Да, друзья, склон Эльбруса покрыт ледником. А на леднике бывают трещины. Сейчас из-под снега виднеется только крыша кабины и кунга (кузова для перевозки людей).
Движение вверх по склону Эльбруса
Монотонное. Долгое. Ничего интересного. Просто шагаешь вверх и вверх по заснеженному склону. Приятных ощущений у меня на этом подъёме не бывает. Особенно, когда обхожу группы. Почему-то ни разу не случалось, чтобы кто-то обошёл меня...
Не могу сказать, что испытываю чувство превосходства. Поначалу было, но после того, как я внутренне и всецело осознала, насколько неподготовленные люди приезжают "покорять Эльбрус", группы стали мне полностью безразличны. Расцениваю их, с одной стороны, как ориентир при низкой видимости, с другой - как топтальщиков трассы. Чем больше народу, тем более набита тропа. И ратраки возят таких. То есть благодаря слабым и неподготовленным "восходителям", южный склон Эльбруса пригоден для восхождения весной. В отличие от северного и восточного склонов. Так что пусть ходят.
По моей одежде и не скажешь, что я могу всерьёз ходить до вершины. Ни пуховика на мне, ни двойных пластиковых бутсов или бахилл на ногах. Просто сравните фото меня и фото того большинства, которое ходит по Эльбрусу. Ходим мы в одних и тех же погодных условиях.
Конечно, на восхождение я одеваюсь теплее, ведь выход ночью, да и на вершине ветер в разы сильнее, и температура бывает ниже градусов на 10-15. Ощутимо бывает, друзья, холоднее на вершине. Но не всегда. Зависит от направления ветра. Но тут ведь не восхождение, а акклиматизационный выход. Совершается он днём, когда не просто тепло, но и жарко под палящими лучами солнца. Склон Эльбруса становится жарким, как сковородка, несмотря на белый снег. Этот снег как раз и отражает ультрафиолет.
Что с нами происходит?
Зачем мы прёмся в гору?
✔️ "Доказать себе, что я могу".
✔️ "Поставить галочку, что я смог. Сходить один раз и забыть об этом".
✔️ "Это высочайшая вершина в Европе. Я просто обязан на неё подняться".
Такие ответы я слышала. А мне самой это зачем? Затем, что я задумала принять участие в забеге вокруг Эльбруса. Как подготовительный этап. Восхождение не как цель, а как средство. Получить предварительную акклиматизацию. А что же было раньше? А раньше я ходила в горы, а потом стала бегать в горах и однажды поняла, что готова подняться на Эльбрус. Что мой организм сможет. И решила сходить. Предварительно основательно к восхожению подготовившись. Сходив небольшие горные походы с ночёвками на высотах 3000 - 3500 метров. И была очень хорошо готова. Не то, что сейчас. Прыг-скок-башка болит. Оказывается, в стиле "Прыг-скок -башка болит" водят очень многие турфирмы. 3 дня выгуливают народ внизу до 3000 метров, на 4-ый поднимают на "Гарабаши". Вот это трэш, выскажу я своё черезвычайно ценное мнение, друзья. Это даже физически подготовленному человеку опасный перепад высоты. О клиентах турфирм я и говорить не хочу. С них просто собирают деньги. Очень хорошие деньги. Ведь их всех практически, с такой программой, склоняют воспользоваться услугами ратрака. 13000 рублей с одного человека в этом году стоит. И гидам по нудному склону не ходить, силы не тратить. Для гидов ведь это работа, и никакой романтики. Им чем быстрее "отстрелялся", тем проще. Ратрак сокращает усилия и время гидов на возню с группой, которая не готова к нормальному восхождению. А с такой программой быть готовым человеку из Питера или Москвы невозможно. Из Самары или Нижнего Новгорода тоже. Нужно быть трейлраннером, бегать в горах, бегать ультрамарафоны - тогда ещё, может быть, потянешь подобную программу. На своих ногах. Со светлой головой. Без заоблачных трат денег и здоровья. А восхождение на 5642 метра без плавной подготовки никакой пользы организму не несёт. Мало кто такую экспресс-программу вспоминает потом с упоением. У большинства остаётся нереализованная мечта, потому что самочувствие не позволило им даже с ратрака до вершины дойти, а кому позволило, те вспоминают лишь о том, как им было тяжело, но они преодолели. А тяжело должно быть на этапе подготовки. Но к такой подговке, во время которой бывает тяжело, эти многочисленные группы "восходителей" попросту не готовы. По большому счёту, они просто поддерживают бизнес на Эльбрусе. Благодаря им, строятся всё новые приюты, в посёлке Терскол и на поляне Азау открываются новые гостиницы и кафе, склон горы укатывают ратраки и снегоходы. В работе этой инфраструктуры задействовано немало людей. Все эти люди при деле, зарабатывают свою копейку, строят дома, дают образование своим детям где-то на равнине, подальше от гор.
О том, что для выхода в туалет одеваться надо, как на войну экспедицию на Северный полюс, о том, что руки и посуду мыть снегом, о том, что пить надо больше, но придётся часто ходить пописать в лютую метель, никто этим отважным "покорителям" Эльбруса, как правило, в рекламе не рассказывает. Одно только проживание в приюте типа "Гарабаши" - это жесть для городского жителя.
Вообще, приют этот относится к Нацпарку, и пока я тут живу, я должна быть благодарна этому месту, его создателям и Высшим Силам за то, что я здесь. Но меня, капец, как бесит это место. Начиная от удара головой о металлический край второй полки. Об остальном напишу отдельно. А пока - терпение и принятие того, что со мной происходит. Новый опыт. Возможно, позже я оценю его сполна. Может быть. Но это не точно.
Как видите на фото выше, восточная вершина скрыта облаком. В такую интересную погоду проходило скоростное восхождение на Эльбрус участников Red Fox Elbrus Race в этом 2024-ом году.
Головная боль на Эльбрусе
Вчера она меня настигла. Вечером, после того, как поработала. А я провела пару онлайн занятий английским языком после прогулки до брошенного ратрака. И тошнота. И сердцебиение бешеное. Очень неприятное состояние, особенно, под хлопающую входную дверь и топот многочисленных туристов, сбивающих с подошвы снег об пол так, что кровати вибрируют, и по мозгам как будто молотком бьют. Никому не советую этот приют. Хотя здесь нет ограничений в электричестве. Хорошо ловит мобильная связь белого яйца и зелёного мегаоператора. Даже мобильный интернет позволяет работать. Но этот непрекращающийся "дун-дун" ногами об пол и "ба-бах" дверью вышибает всю любовь к горам.
Вообще, собираясь на Эльбрус, стоит спросить себя: "Зачем это мне?" Если ответ: "Я просто хочу", задайте себе вопрос, откуда пришло это желание. Какой цели оно служит? Чего вы хотите получить от этого нового опыта? "Побывать на высоте 5642 метра над уровнем моря" - зачем? Испытать симптомы гипоксии? Увидеть окрестности с этой высоты? Я открою секрет: из окна самолёта можно увидеть все эти горы, включая Эльбрус. Нужно только с погодой угадать и заплатить за место у окна. Это в разы дешевле, чем восхождение на Эльбрус. И без вреда для здоровья. И безопаснее для жизни. Вы ведь знаете, что на Эльбрусе ежегодно гибнут туристы? В том числе те, которые ходят в сопровождении коммерческих гидов.
А я не гид. И с гидами не хожу. Но общение с некоторыми из них вызывает отвращение к теме Эльбруса. Если равнинные жители сами не понимают, что такое высота, обязанность этих фирм донести до желающих всю серьёзность и перестать предлагать короткие программы. Но этого не будет. Ведь это отсечёт больше половины денежного потока в эту сторону.
Гора смерти или спящий вулкан
Эльбрус, как вы знаете, это не гора, а вулкан. На его вершине и на седловине отсутствует энергия жизни. В его недрах бурлит вулканическая активность, которую постоянно фиксируют сейсмологи. На южном склоне есть фумарола. То, что активность слабая, не отменяет того факта, что Эльбрус - это вулкан. Склоны его усыпаны тёмно-коричневыми осколками застывшей лавы. В ущелье Гарабаши можно видеть красивые магматические скалы. Одну такую скалу можно видеть по дороге к водопаду "Девичьи косы". Места тут красивые, но сам Эльбрус выше отметки 3500 нормальному здоровому человеку внушает страх. Уверенности людям придают многочисленные приюты, канатная дорога, ратраки, снегоходы и толпы туристов. Кстати, в этом году на южном склоне Эльбруса на высоте ниже 4700 открылась трещина. Пока она неширокая, но глубокая. Ледник ползёт и меняется. Вчера мне даже показалось, что ратрак как будто стал ниже, чем был раньше. Во всяком случае, туристическая тропа теперь проходит слева от него. И ратраки ездят слева от брошенного ратрака. А раньше езиди справа. И люди ходили справа. В общем, что-то происходит с ледником на склоне Эльбруса.
❗О своём, ставшим седьмым, восхождении на Эльбрус, которое совершу через день после описанной в этой статье акклиматизационной прогулки к брошенному ратраку, рассказываю здесь 👇