Найти в Дзене
✨УльтраГузик

Хождения по горе Эльбрус: цели туристов, влияние высоты и акклиматизация

Высота Западной вершины двуглавого гигантского вулкана, коим является Эльбрус, - 5642 метра над уровнем моря. Парциальное давление здесь ниже, чем привык организм среднестатистического человека, и попадая сюда, большинство туристов испытывают симптомы кислородного голодания. Высота и акклиматизация С высоты 2100 метров над уровнем моря, где мы ночевали четыре ночи и откуда ходили гулять до 3000 - 3350 метров над уровнем моря, поднялись на 3900. Это очень большой перепад высоты. Он означает отсутствие акклиматизации к высоте, то есть к воздуху на этой высоте . Ухудшение самочувствия гарантировано. Вопрос лишь в степени тяжести этого ухудшения. Будет ли это тошнота и сильная головная боль, резко подскачет давление, или будет немного тяжёлая голова, замедленная реакция, одышка при походе в туалет или же лёгкая затуманенность сознания - что-нибудь из перечисленного будет. Если до этого не было прогулок до таких высот и хотя бы одной ночёвки на высоте 3000 - 3500 над уровнем моря. Конечно,
Оглавление

Высота Западной вершины двуглавого гигантского вулкана, коим является Эльбрус, - 5642 метра над уровнем моря. Парциальное давление здесь ниже, чем привык организм среднестатистического человека, и попадая сюда, большинство туристов испытывают симптомы кислородного голодания.

Высота и акклиматизация

С высоты 2100 метров над уровнем моря, где мы ночевали четыре ночи и откуда ходили гулять до 3000 - 3350 метров над уровнем моря, поднялись на 3900. Это очень большой перепад высоты. Он означает отсутствие акклиматизации к высоте, то есть к воздуху на этой высоте . Ухудшение самочувствия гарантировано. Вопрос лишь в степени тяжести этого ухудшения. Будет ли это тошнота и сильная головная боль, резко подскачет давление, или будет немного тяжёлая голова, замедленная реакция, одышка при походе в туалет или же лёгкая затуманенность сознания - что-нибудь из перечисленного будет. Если до этого не было прогулок до таких высот и хотя бы одной ночёвки на высоте 3000 - 3500 над уровнем моря. Конечно, организм у всех разный, и случаи бывают индивидуальные, как исключения из правил. Что касается автора этой писанины, то я составляю массовую статистику и подтверждаю правило.

Автор канала - на подъёмнике 4 мая. Эльбрус. Фото Дениса Меньшикова.
Автор канала - на подъёмнике 4 мая. Эльбрус. Фото Дениса Меньшикова.

Новый опыт по старым следам

В 2019-ом году я уже попробовала сходить на Западную вершину Эльбруса без должной акклиматизации. Тогда получилось нечто совершенно для меня удивительное. Мы с товарищем поднялись на подъёмнике до станции "Гарабаши" и заселились в вагончик на высоте 3850 метров над уровнем моря. Было это 7-го мая, в день проведения гонки Red Fox Elbrus Race. Погода стояла ясная и солнечная до самого вечера. На склоне было абсолютное безветрие. Тогда я пошла навстречу участникам гонки, встретила знакомых и, зарядившись их энергией, совершенно случайно, не надев кошки, дошла до сломанного ратрака. Лежит он в снегу на высоте 4950 метров над уровнем моря. После спуска меня посетила головная боль, не очень сильная. Ночь я спала хорошо, и на утро была полна сил. На восхождение сходила 9-го мая. Предварительно мы с товарищем сходили в двухдневный поход с ночёвкой на 2800. Не 3000 даже, но этого хватило, чтобы на Эльбрусе не страдать. А что же теперь?

Очередной майский Эльбрус

В день заселения в приют "Гарабаши" я прогулялась чуть выше 4200 метров. Выше не пускала погода. Был очень сильный ветер. И метель. Видимость никакая. А на следующий день сходила, как полагается, до той самой отметки в 4950 метров. Стандартный акклиматизационный маршрут "до ратрака".

Я возле сломанного ратрака на Эльбрусе 6-го мая 2024-го года.
Я возле сломанного ратрака на Эльбрусе 6-го мая 2024-го года.

По сравнению с 2021-ым годом, сломанный ратрак относительно туристической тропы и пути движения действующих ратраков сместился вправо и покосился. Впечатление такое, будто ледник сполз и стащил его с собой. Кроме того, раньше этот сломанный ратрак находился на высоте 5000 метров. Теперь - на 4950.

Сломанный ратрак на Эльбрусе

Говорят, гусеница этого ратрака попала в трещину и порвалась. Ремонт на такой высоте - дело сложное, поэтому ярко-красный труженик остался зимовать на склоне. Потом его весь забило снегом, он начал постепенно уходить под лёд. Да, друзья, склон Эльбруса покрыт ледником. А на леднике бывают трещины. Сейчас из-под снега виднеется только крыша кабины и кунга (кузова для перевозки людей).

Крыша того самого сломанного ратрака на Эльбрусе. На фоне вы можете видеть группу людей. Фото автора от 6-го мая 2024.
Крыша того самого сломанного ратрака на Эльбрусе. На фоне вы можете видеть группу людей. Фото автора от 6-го мая 2024.

Движение вверх по склону Эльбруса

Монотонное. Долгое. Ничего интересного. Просто шагаешь вверх и вверх по заснеженному склону. Приятных ощущений у меня на этом подъёме не бывает. Особенно, когда обхожу группы. Почему-то ни разу не случалось, чтобы кто-то обошёл меня...

Вот такие группы я обычно обгоняю. Фото от 6-го мая 2024.
Вот такие группы я обычно обгоняю. Фото от 6-го мая 2024.

Не могу сказать, что испытываю чувство превосходства. Поначалу было, но после того, как я внутренне и всецело осознала, насколько неподготовленные люди приезжают "покорять Эльбрус", группы стали мне полностью безразличны. Расцениваю их, с одной стороны, как ориентир при низкой видимости, с другой - как топтальщиков трассы. Чем больше народу, тем более набита тропа. И ратраки возят таких. То есть благодаря слабым и неподготовленным "восходителям", южный склон Эльбруса пригоден для восхождения весной. В отличие от северного и восточного склонов. Так что пусть ходят.

А это я топаю навестить брошенный в снегах Эльбруса ратрак. 6-е мая 2024. Фото Дениса Меньшикова.
А это я топаю навестить брошенный в снегах Эльбруса ратрак. 6-е мая 2024. Фото Дениса Меньшикова.

По моей одежде и не скажешь, что я могу всерьёз ходить до вершины. Ни пуховика на мне, ни двойных пластиковых бутсов или бахилл на ногах. Просто сравните фото меня и фото того большинства, которое ходит по Эльбрусу. Ходим мы в одних и тех же погодных условиях.

Конечно, на восхождение я одеваюсь теплее, ведь выход ночью, да и на вершине ветер в разы сильнее, и температура бывает ниже градусов на 10-15. Ощутимо бывает, друзья, холоднее на вершине. Но не всегда. Зависит от направления ветра. Но тут ведь не восхождение, а акклиматизационный выход. Совершается он днём, когда не просто тепло, но и жарко под палящими лучами солнца. Склон Эльбруса становится жарким, как сковородка, несмотря на белый снег. Этот снег как раз и отражает ультрафиолет.

Что с нами происходит?

Зачем мы прёмся в гору?

✔️ "Доказать себе, что я могу".

✔️ "Поставить галочку, что я смог. Сходить один раз и забыть об этом".

✔️ "Это высочайшая вершина в Европе. Я просто обязан на неё подняться".

Такие ответы я слышала. А мне самой это зачем? Затем, что я задумала принять участие в забеге вокруг Эльбруса. Как подготовительный этап. Восхождение не как цель, а как средство. Получить предварительную акклиматизацию. А что же было раньше? А раньше я ходила в горы, а потом стала бегать в горах и однажды поняла, что готова подняться на Эльбрус. Что мой организм сможет. И решила сходить. Предварительно основательно к восхожению подготовившись. Сходив небольшие горные походы с ночёвками на высотах 3000 - 3500 метров. И была очень хорошо готова. Не то, что сейчас. Прыг-скок-башка болит. Оказывается, в стиле "Прыг-скок -башка болит" водят очень многие турфирмы. 3 дня выгуливают народ внизу до 3000 метров, на 4-ый поднимают на "Гарабаши". Вот это трэш, выскажу я своё черезвычайно ценное мнение, друзья. Это даже физически подготовленному человеку опасный перепад высоты. О клиентах турфирм я и говорить не хочу. С них просто собирают деньги. Очень хорошие деньги. Ведь их всех практически, с такой программой, склоняют воспользоваться услугами ратрака. 13000 рублей с одного человека в этом году стоит. И гидам по нудному склону не ходить, силы не тратить. Для гидов ведь это работа, и никакой романтики. Им чем быстрее "отстрелялся", тем проще. Ратрак сокращает усилия и время гидов на возню с группой, которая не готова к нормальному восхождению. А с такой программой быть готовым человеку из Питера или Москвы невозможно. Из Самары или Нижнего Новгорода тоже. Нужно быть трейлраннером, бегать в горах, бегать ультрамарафоны - тогда ещё, может быть, потянешь подобную программу. На своих ногах. Со светлой головой. Без заоблачных трат денег и здоровья. А восхождение на 5642 метра без плавной подготовки никакой пользы организму не несёт. Мало кто такую экспресс-программу вспоминает потом с упоением. У большинства остаётся нереализованная мечта, потому что самочувствие не позволило им даже с ратрака до вершины дойти, а кому позволило, те вспоминают лишь о том, как им было тяжело, но они преодолели. А тяжело должно быть на этапе подготовки. Но к такой подговке, во время которой бывает тяжело, эти многочисленные группы "восходителей" попросту не готовы. По большому счёту, они просто поддерживают бизнес на Эльбрусе. Благодаря им, строятся всё новые приюты, в посёлке Терскол и на поляне Азау открываются новые гостиницы и кафе, склон горы укатывают ратраки и снегоходы. В работе этой инфраструктуры задействовано немало людей. Все эти люди при деле, зарабатывают свою копейку, строят дома, дают образование своим детям где-то на равнине, подальше от гор.

Туалет с турбоподдувом. Эльбрус в мае 2024-го года. Фото автора.
Туалет с турбоподдувом. Эльбрус в мае 2024-го года. Фото автора.

О том, что для выхода в туалет одеваться надо, как на войну экспедицию на Северный полюс, о том, что руки и посуду мыть снегом, о том, что пить надо больше, но придётся часто ходить пописать в лютую метель, никто этим отважным "покорителям" Эльбруса, как правило, в рекламе не рассказывает. Одно только проживание в приюте типа "Гарабаши" - это жесть для городского жителя.

Вид от вагончика приюта "Гарабаши". Фото автора. Этот приют никому не советую.
Вид от вагончика приюта "Гарабаши". Фото автора. Этот приют никому не советую.

Вообще, приют этот относится к Нацпарку, и пока я тут живу, я должна быть благодарна этому месту, его создателям и Высшим Силам за то, что я здесь. Но меня, капец, как бесит это место. Начиная от удара головой о металлический край второй полки. Об остальном напишу отдельно. А пока - терпение и принятие того, что со мной происходит. Новый опыт. Возможно, позже я оценю его сполна. Может быть. Но это не точно.

Эльбрус. Западная вершина. 7 мая 2024. Фото автора.
Эльбрус. Западная вершина. 7 мая 2024. Фото автора.

Как видите на фото выше, восточная вершина скрыта облаком. В такую интересную погоду проходило скоростное восхождение на Эльбрус участников Red Fox Elbrus Race в этом 2024-ом году.

Головная боль на Эльбрусе

Вчера она меня настигла. Вечером, после того, как поработала. А я провела пару онлайн занятий английским языком после прогулки до брошенного ратрака. И тошнота. И сердцебиение бешеное. Очень неприятное состояние, особенно, под хлопающую входную дверь и топот многочисленных туристов, сбивающих с подошвы снег об пол так, что кровати вибрируют, и по мозгам как будто молотком бьют. Никому не советую этот приют. Хотя здесь нет ограничений в электричестве. Хорошо ловит мобильная связь белого яйца и зелёного мегаоператора. Даже мобильный интернет позволяет работать. Но этот непрекращающийся "дун-дун" ногами об пол и "ба-бах" дверью вышибает всю любовь к горам.

Вид из нашего окна. Сплошная романтика. Фото автора.
Вид из нашего окна. Сплошная романтика. Фото автора.

Вообще, собираясь на Эльбрус, стоит спросить себя: "Зачем это мне?" Если ответ: "Я просто хочу", задайте себе вопрос, откуда пришло это желание. Какой цели оно служит? Чего вы хотите получить от этого нового опыта? "Побывать на высоте 5642 метра над уровнем моря" - зачем? Испытать симптомы гипоксии? Увидеть окрестности с этой высоты? Я открою секрет: из окна самолёта можно увидеть все эти горы, включая Эльбрус. Нужно только с погодой угадать и заплатить за место у окна. Это в разы дешевле, чем восхождение на Эльбрус. И без вреда для здоровья. И безопаснее для жизни. Вы ведь знаете, что на Эльбрусе ежегодно гибнут туристы? В том числе те, которые ходят в сопровождении коммерческих гидов.

Автор возле брошенного ратрака на 4950 метров. Ничего не видно. Никакой красоты. Нечего здесь делать. А люди всё прутся. И я туда же.
Автор возле брошенного ратрака на 4950 метров. Ничего не видно. Никакой красоты. Нечего здесь делать. А люди всё прутся. И я туда же.

А я не гид. И с гидами не хожу. Но общение с некоторыми из них вызывает отвращение к теме Эльбруса. Если равнинные жители сами не понимают, что такое высота, обязанность этих фирм донести до желающих всю серьёзность и перестать предлагать короткие программы. Но этого не будет. Ведь это отсечёт больше половины денежного потока в эту сторону.

Западная вершина Эльбруса 7-го мая 2024. Фото автора.
Западная вершина Эльбруса 7-го мая 2024. Фото автора.

Гора смерти или спящий вулкан

Эльбрус, как вы знаете, это не гора, а вулкан. На его вершине и на седловине отсутствует энергия жизни. В его недрах бурлит вулканическая активность, которую постоянно фиксируют сейсмологи. На южном склоне есть фумарола. То, что активность слабая, не отменяет того факта, что Эльбрус - это вулкан. Склоны его усыпаны тёмно-коричневыми осколками застывшей лавы. В ущелье Гарабаши можно видеть красивые магматические скалы. Одну такую скалу можно видеть по дороге к водопаду "Девичьи косы". Места тут красивые, но сам Эльбрус выше отметки 3500 нормальному здоровому человеку внушает страх. Уверенности людям придают многочисленные приюты, канатная дорога, ратраки, снегоходы и толпы туристов. Кстати, в этом году на южном склоне Эльбруса на высоте ниже 4700 открылась трещина. Пока она неширокая, но глубокая. Ледник ползёт и меняется. Вчера мне даже показалось, что ратрак как будто стал ниже, чем был раньше. Во всяком случае, туристическая тропа теперь проходит слева от него. И ратраки ездят слева от брошенного ратрака. А раньше езиди справа. И люди ходили справа. В общем, что-то происходит с ледником на склоне Эльбруса.

❗О своём, ставшим седьмым, восхождении на Эльбрус, которое совершу через день после описанной в этой статье акклиматизационной прогулки к брошенному ратраку, рассказываю здесь 👇