"Среди лесов дремучих
Разбойники идут,
В своих руках могучих
Товарища несут.
И наши пушки грохотали,
Строчил наш пулемет...
Фашисты отступали,
Мы двигались вперёд!"
Волна этой песни, которая, в несколько вольном пересказе, вдохновляла наших родителей, дедов, прадедов и прапрадедов сражаться за Родину, вдохновляла и солдат, и офицеров, и прапорщиков Екатеринбургского мушкетерского полка защищать мирное небо над нашими головами и в далекое время, имеет свой музыкальный исток в XIX веке. Это перевод стихотворения поэта, современника Карла Маркса, Ф. Б. Миллера.
В продолжение военной тематики в сопряжении с недавно прошедшей Пасхой, мы приготовили для наших читателей любопытные материалы, которые относятся к необычной иконе, которую в давнее время подарили Екатеринбургу. Это была Ченстоховская икона Богородицы.
Как и когда эта икона попала в Екатеринбург?
Согласно имеющимся сведениям Ченстоховская икона хранилась в польском монастыре католического ордена паулинов в Ясной Горе, это западная окраина Ченстохова. Известный в настоящее время образ, согласно изысканиям искусствоведов, был создан в первой половине XV в. Во время Заграничных походов в монастырь заходила и русская армия. Так, с 1813 года по России стали распространяться списки известной польской иконы [1]. Первые списки иконы попали в Санкт-Петербург, в Казанский собор.
Если мы посмотрим боевой путь Екатеринбургского мушкетерского полка, то выяснится, что он проходил несколько севернее Ченстохова. По данным историков В. Н. Земцова и А. М. Кручинина после боев на р. Чернишной и в окрестностях Вязьмы полк далее не преследовал французскую армию, а был направлен квартировать в Вильно (Вильнюс). Через некоторое время после восстановления он вошел в состав 11 пехотной дивизии VIII пехотного корпуса Силезской армии генерала Гебхардта Леберехта фон Блюхера. В последних кварталах 1813 года полк участвовал в сражениях при Лейпциге, Касселе, Реймсе и других, что уже относится к территориям современной Западной Германии, Бельгии и Северо-Восточной Франции [2]. Соответственно, икона не могла попасть в "трофеи" пехотного полка по географическим обстоятельствам.
Продолжим наши "детективные расследования".
Следующий вариант попадания списка этой иконы в Екатеринбург может быть связан с участием Екатеринбургского пехотного полка в подавлении повстанческих движений в Польше в 1863-1864 гг. Этот фрагмент военной жизни екатеринбургских солдат обычно подробно не освещается в исторических справках о войсковом соединении, хотя для истории нашего города и, в том числе, полка, как будет показано далее, имеет весомое значение.
Обратимся к несколько специфической "Краткой истории (1796-1907) 37-го Пехотного Екатеринбургского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка" штабс-капитана В. И. Маринова". Как указывал историк В. Н. Земцов, этот текст следует отнести больше к категории мемуаров и литературно-художественных произведений, поскольку часть важных фактических сведений в нем отсутствует, тем не менее, по нашей теме часть из них представляется уникальной и важной.
Вы помните про Карла Маркса в начале статьи? Так вот, в 1863 году, когда ему было лет так 45, Екатеринбургские солдаты отправились в Польшу противодействовать повстанческим бандам и разбойникам. 21 ноября 1863 года (по ст. ст.) в Ежевском лесу совместно с мариупольцами наши солдаты начали свой первый бой с повстанцами. Более полугода екатеринбуржцы противодействовали польским бандам и в мае 1864 года на земле Польской "воцарился мир". В самих собранных воспоминаниях можно прочитать увлекательные сюжеты военной жизни этих месяцев, мы же их опустим.
В мае 1864 года после проведения военных операций наши солдаты квартировали и отдыхали в городе Серадз в окрестностях Лодзи. Это область Западной Польши. В 1865 полк вышел из Серадзя в Лович, а через два года был расквартирован в Ченстохове. В течение семи лет екатеринбуржцы квартировали в Ченстохове и за этот период времени успели оставить небольшой след в истории польского города. Помимо повышения своей боевой подготовки и участия в Варшавском смотре 1868 года на пожертвования в том числе уральских военных был выстроен в Ченстохове православный храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом наши солдаты успели также поучаствовать частично и в его постройке. Архитектурно храм повторяет Собор Святой Магдалины в Варшаве, был освящен в 1872 г.
Сейчас бывший православный храм именуется костелом Святого Иакова.
В 1874 году, когда наша пехота покидала Ченстохов, благодарными жителями был поднесен в дар список чтимой иконы Богородицы. В преддверии будущего праздника, 14 января 1894 года в Лодзь прибыл городской голова И. И. Симанов в иконой Святой Екатерины, которая была принята в дар местной полковой церковью Святого Алексея. Лодзинский краевед Анна Грончевска указывает, что полковая церковь строилась по подобию храма в Санкт-Петербурге, была освящена в 1896 г. [6] Кстати, о полковой церкви оровайцев мы писали на нашем канале.
В 1896 году наш полк отмечал свой столетний юбилей и в его преддверии был устроен обмен дарами: из Екатеринбурга в Лодзь прибыла священная хоругвь с изображениями святого Великомученика Георгия Победоносца и святой Великомученицы Екатерины, а из Лодзи в Екатеринбург - Ченстоховская икона Богоматери[3].
В память о юбилее в Лодзи до революции недолгое время существовала улица Екатеринбургская. Теперь такую улицу не найти на картах Лодзи, она теперь именуется Свентего Ержего, т. е. святого Георгия.
Итак, в конце 1895 года подаренная икона прибыла к адресату. Что же происходило с иконой дальше, можно прочитать в Журналах Екатеринбургской городской думы за первое полугодие 1896 года, более ранние книжки пока для нас не доступны.
В первых же строках отчета заседания Думы мы узнаем, что оказывается, изначально икона, которая стала трофеем, предназначалась не для простых граждан, а именно для узкого круга местной высшей аристократии и элиты - только для посетителей городского общественного дома. Но туда она не дошла, а была временно поставлена в Екатерининском соборе, что оказалось хорошим решением..
"Доложено заявление семи гласных Городской Думы, высказывающих желание, чтобы святая икона Ченстоховской Божией Матери, дар г. Екатеринбургу от Екатеринбургского полка, находящаяся, по постановлению Думы 7 декабря 1895 г., временно, в Екатерининском соборе, была помещена на постоянное нахождение не в городском общественном доме, как назначено Думою, а в Александровской, при городской богадельне, часовне, на площади у толкучего рынка".
"В подкрепление своего желания господа гласные высказывают соображение: постановка святой иконы в зале Думы преграждает доступ к ней посторонней публики, среди которой могут найтись желающие служить пред ней молебны и ставить свечи, тогда как часовня, находясь в центре торговой площади, посещается массой молящихся, ставящих от усердия свечи пред иконами и жертвующими в кружки, и помещение здесь святой иконы дает возможность всем желающим молиться перед ней, а кружечный и свечной сбор пойдет на доброе дело: наконец самое единение города с соименным полком будет несомненно осязательнее.
По поводу этого заявления были высказаны мнения, что если действительно святую икону Ченстоховской Божией Матери неудобно поместить в доме городского общества, то лучше не переносить её и в Александровскую часовню, где нет священника [а это интересный момент - Прим. ред.] и к служению молебнов могут встречаться затруднения, а оставить её в Екатерининском соборе, где находится теперь. Собор расположен на площади, где стояла церковь и Екатеринбургского полка, во время нахождения его здесь; собор в честь св. Великомученицы Екатерины, имя которой носят и город[?], и полк; вход в него всегда открыт и затруднений в приглашении священников, для совершения молебствий пред иконою, не может быть.
Против этого было высказано, в дополнение к изложенному в заявлении господ гласных, что в Александровской часовне доступ к иконе будет свободнее и при том она будет находиться в массе народа, что все особенно чтимые народом иконы, в больших городах, обыкновенно помещаются в часовнях, где пред ними служатся и молебны, затруднений в этом случае и здесь встретиться не может, так как Александровская часовня находится близ Златоустовской церкви, священники которой и могут быть приглашаемы для совершения молебствий".
Любопытным представляется момент, что католическую икону решили поставить в православной часовне, а не в костеле, где бы ей было более подходящее место.
"По закончании прений, Дума, большинством 14 голосов против 10, постановила: в отмену постановления 7 декабря 1895 года, местом постоянного нахождения святой иконы Ченстоховской Божией Матери назначить Александровскую, на площади толкучего рынка, при городской богадельне, часовню" [5].
Так подаренная икона была действительно перемещена из Екатерининского собора в Александровскую часовню и там так и оставалась до Гражданской войны, о чем косвенно свидетельствует опись собора и его имущества в 1920 г. [4] С 1918 года список иконы бесследно исчезает из нашего города.
На этой минорной ноте хочется добавить немного светлых аккордов.
С Днем Великой Победы, друзья!
Ссылки:
1) Миронович А. Ченстоховская икона Божией Матери. https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/4681882
2) Земцов В. Н., Кручинин А. М. Екатеринбургский 37 пехотный полк https://энциклопедия.екатеринбург.рф/encyclopedia?sub2=791
3) Маринов В. И. Краткая история (1796-1907) 37-го Пехотного Екатеринбургского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка. Лодзь, 1907.
4) Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти. Екатеринбург, 2000.
5) 7. Доложено заявление... // Журнал Екатеринбургской Городской Думы за первую половину 1896 г. Екатеринбург, 1896. С. 138-139.
6) Gronczewska A. Military parish... 2011. https://parafiawojskowa.pl/historia-parafii
#Польша
#Лодзь
#Ченстохов
#Lodz
#Parafia wojskowa
#Czestochowa
#Военная история
#католические иконы
#уральская вера
#храмы и часовни Урала
#37 Екатеринбургский пехотный полк
#Санкт-Петербург
#православие на Урале
#католицизм