Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

"Икона, подаренная Екатеринбургу": как в нашем городе оказался Ченстоховский образ Богоматери?

"Среди лесов дремучих

Разбойники идут,

В своих руках могучих

Товарища несут.

И наши пушки грохотали,

Строчил наш пулемет...

Фашисты отступали,

Мы двигались вперёд!"

Волна этой песни, которая, в несколько вольном пересказе, вдохновляла наших родителей, дедов, прадедов и прапрадедов сражаться за Родину, вдохновляла и солдат, и офицеров, и прапорщиков Екатеринбургского мушкетерского полка защищать мирное небо над нашими головами и в далекое время, имеет свой музыкальный исток в XIX веке. Это перевод стихотворения поэта, современника Карла Маркса, Ф. Б. Миллера.

В продолжение военной тематики в сопряжении с недавно прошедшей Пасхой, мы приготовили для наших читателей любопытные материалы, которые относятся к необычной иконе, которую в давнее время подарили Екатеринбургу. Это была Ченстоховская икона Богородицы.

Ченстоховская икона Божией матери
Ченстоховская икона Божией матери

Как и когда эта икона попала в Екатеринбург?

Согласно имеющимся сведениям Ченстоховская икона хранилась в польском монастыре католического ордена паулинов в Ясной Горе, это западная окраина Ченстохова. Известный в настоящее время образ, согласно изысканиям искусствоведов, был создан в первой половине XV в. Во время Заграничных походов в монастырь заходила и русская армия. Так, с 1813 года по России стали распространяться списки известной польской иконы [1]. Первые списки иконы попали в Санкт-Петербург, в Казанский собор.

Если мы посмотрим боевой путь Екатеринбургского мушкетерского полка, то выяснится, что он проходил несколько севернее Ченстохова. По данным историков В. Н. Земцова и А. М. Кручинина после боев на р. Чернишной и в окрестностях Вязьмы полк далее не преследовал французскую армию, а был направлен квартировать в Вильно (Вильнюс). Через некоторое время после восстановления он вошел в состав 11 пехотной дивизии VIII пехотного корпуса Силезской армии генерала Гебхардта Леберехта фон Блюхера. В последних кварталах 1813 года полк участвовал в сражениях при Лейпциге, Касселе, Реймсе и других, что уже относится к территориям современной Западной Германии, Бельгии и Северо-Восточной Франции [2]. Соответственно, икона не могла попасть в "трофеи" пехотного полка по географическим обстоятельствам.

Продолжим наши "детективные расследования".

Следующий вариант попадания списка этой иконы в Екатеринбург может быть связан с участием Екатеринбургского пехотного полка в подавлении повстанческих движений в Польше в 1863-1864 гг. Этот фрагмент военной жизни екатеринбургских солдат обычно подробно не освещается в исторических справках о войсковом соединении, хотя для истории нашего города и, в том числе, полка, как будет показано далее, имеет весомое значение.

Обратимся к несколько специфической "Краткой истории (1796-1907) 37-го Пехотного Екатеринбургского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка" штабс-капитана В. И. Маринова". Как указывал историк В. Н. Земцов, этот текст следует отнести больше к категории мемуаров и литературно-художественных произведений, поскольку часть важных фактических сведений в нем отсутствует, тем не менее, по нашей теме часть из них представляется уникальной и важной.

Вы помните про Карла Маркса в начале статьи? Так вот, в 1863 году, когда ему было лет так 45, Екатеринбургские солдаты отправились в Польшу противодействовать повстанческим бандам и разбойникам. 21 ноября 1863 года (по ст. ст.) в Ежевском лесу совместно с мариупольцами наши солдаты начали свой первый бой с повстанцами. Более полугода екатеринбуржцы противодействовали польским бандам и в мае 1864 года на земле Польской "воцарился мир". В самих собранных воспоминаниях можно прочитать увлекательные сюжеты военной жизни этих месяцев, мы же их опустим.

В мае 1864 года после проведения военных операций наши солдаты квартировали и отдыхали в городе Серадз в окрестностях Лодзи. Это область Западной Польши. В 1865 полк вышел из Серадзя в Лович, а через два года был расквартирован в Ченстохове. В течение семи лет екатеринбуржцы квартировали в Ченстохове и за этот период времени успели оставить небольшой след в истории польского города. Помимо повышения своей боевой подготовки и участия в Варшавском смотре 1868 года на пожертвования в том числе уральских военных был выстроен в Ченстохове православный храм во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом наши солдаты успели также поучаствовать частично и в его постройке. Архитектурно храм повторяет Собор Святой Магдалины в Варшаве, был освящен в 1872 г.

Сейчас бывший православный храм именуется костелом Святого Иакова.

Gregor. 2023.
Gregor. 2023.
Бывшая православная церковь в Ченстохове, построенная екатеринбуржцами. Adam Mielczarek. 2018
Бывшая православная церковь в Ченстохове, построенная екатеринбуржцами. Adam Mielczarek. 2018
Интерьеры бывшей православной церкви. Slawek Wadas. 2018
Интерьеры бывшей православной церкви. Slawek Wadas. 2018

В 1874 году, когда наша пехота покидала Ченстохов, благодарными жителями был поднесен в дар список чтимой иконы Богородицы. В преддверии будущего праздника, 14 января 1894 года в Лодзь прибыл городской голова И. И. Симанов в иконой Святой Екатерины, которая была принята в дар местной полковой церковью Святого Алексея. Лодзинский краевед Анна Грончевска указывает, что полковая церковь строилась по подобию храма в Санкт-Петербурге, была освящена в 1896 г. [6] Кстати, о полковой церкви оровайцев мы писали на нашем канале.

Полковая Церковь 37 Екатеринбургского пехотного полка, Лодзь. 1896 г. Из архива Парафии
Полковая Церковь 37 Екатеринбургского пехотного полка, Лодзь. 1896 г. Из архива Парафии

В 1896 году наш полк отмечал свой столетний юбилей и в его преддверии был устроен обмен дарами: из Екатеринбурга в Лодзь прибыла священная хоругвь с изображениями святого Великомученика Георгия Победоносца и святой Великомученицы Екатерины, а из Лодзи в Екатеринбург - Ченстоховская икона Богоматери[3].

Интерьеры костела Св. Георгия в середине ХХ в.
Интерьеры костела Св. Георгия в середине ХХ в.

В память о юбилее в Лодзи до революции недолгое время существовала улица Екатеринбургская. Теперь такую улицу не найти на картах Лодзи, она теперь именуется Свентего Ержего, т. е. святого Георгия.

Перестроенная полковая церковь Святого Алексея 37 Екатеринбургского пехотного полка в Лодзи / Aliaksandar Davidouski. 2022
Перестроенная полковая церковь Святого Алексея 37 Екатеринбургского пехотного полка в Лодзи / Aliaksandar Davidouski. 2022
Интерьеры военного костела / Jadwiga Paweda. 2019
Интерьеры военного костела / Jadwiga Paweda. 2019

Итак, в конце 1895 года подаренная икона прибыла к адресату. Что же происходило с иконой дальше, можно прочитать в Журналах Екатеринбургской городской думы за первое полугодие 1896 года, более ранние книжки пока для нас не доступны.

В первых же строках отчета заседания Думы мы узнаем, что оказывается, изначально икона, которая стала трофеем, предназначалась не для простых граждан, а именно для узкого круга местной высшей аристократии и элиты - только для посетителей городского общественного дома. Но туда она не дошла, а была временно поставлена в Екатерининском соборе, что оказалось хорошим решением..

"Доложено заявление семи гласных Городской Думы, высказывающих желание, чтобы святая икона Ченстоховской Божией Матери, дар г. Екатеринбургу от Екатеринбургского полка, находящаяся, по постановлению Думы 7 декабря 1895 г., временно, в Екатерининском соборе, была помещена на постоянное нахождение не в городском общественном доме, как назначено Думою, а в Александровской, при городской богадельне, часовне, на площади у толкучего рынка".

Метенков В. Л. Екатерининский собор, 1880-е гг.
Метенков В. Л. Екатерининский собор, 1880-е гг.

"В подкрепление своего желания господа гласные высказывают соображение: постановка святой иконы в зале Думы преграждает доступ к ней посторонней публики, среди которой могут найтись желающие служить пред ней молебны и ставить свечи, тогда как часовня, находясь в центре торговой площади, посещается массой молящихся, ставящих от усердия свечи пред иконами и жертвующими в кружки, и помещение здесь святой иконы дает возможность всем желающим молиться перед ней, а кружечный и свечной сбор пойдет на доброе дело: наконец самое единение города с соименным полком будет несомненно осязательнее.

По поводу этого заявления были высказаны мнения, что если действительно святую икону Ченстоховской Божией Матери неудобно поместить в доме городского общества, то лучше не переносить её и в Александровскую часовню, где нет священника [а это интересный момент - Прим. ред.] и к служению молебнов могут встречаться затруднения, а оставить её в Екатерининском соборе, где находится теперь. Собор расположен на площади, где стояла церковь и Екатеринбургского полка, во время нахождения его здесь; собор в честь св. Великомученицы Екатерины, имя которой носят и город[?], и полк; вход в него всегда открыт и затруднений в приглашении священников, для совершения молебствий пред иконою, не может быть.

Прокудин-Горский С. Памятник на месте полковой церкви, 1909 г. Угол нынешних Ленина и Пушкина
Прокудин-Горский С. Памятник на месте полковой церкви, 1909 г. Угол нынешних Ленина и Пушкина

Против этого было высказано, в дополнение к изложенному в заявлении господ гласных, что в Александровской часовне доступ к иконе будет свободнее и при том она будет находиться в массе народа, что все особенно чтимые народом иконы, в больших городах, обыкновенно помещаются в часовнях, где пред ними служатся и молебны, затруднений в этом случае и здесь встретиться не может, так как Александровская часовня находится близ Златоустовской церкви, священники которой и могут быть приглашаемы для совершения молебствий".

Любопытным представляется момент, что католическую икону решили поставить в православной часовне, а не в костеле, где бы ей было более подходящее место.

"По закончании прений, Дума, большинством 14 голосов против 10, постановила: в отмену постановления 7 декабря 1895 года, местом постоянного нахождения святой иконы Ченстоховской Божией Матери назначить Александровскую, на площади толкучего рынка, при городской богадельне, часовню" [5].

Часовня Александра Невского, в которой пребывала до революции подаренная икона. Снимок 1950-х гг.
Часовня Александра Невского, в которой пребывала до революции подаренная икона. Снимок 1950-х гг.

Так подаренная икона была действительно перемещена из Екатерининского собора в Александровскую часовню и там так и оставалась до Гражданской войны, о чем косвенно свидетельствует опись собора и его имущества в 1920 г. [4] С 1918 года список иконы бесследно исчезает из нашего города.

На этой минорной ноте хочется добавить немного светлых аккордов.

С Днем Великой Победы, друзья!

Ссылки:

1) Миронович А. Ченстоховская икона Божией Матери. https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/4681882

2) Земцов В. Н., Кручинин А. М. Екатеринбургский 37 пехотный полк https://энциклопедия.екатеринбург.рф/encyclopedia?sub2=791

3) Маринов В. И. Краткая история (1796-1907) 37-го Пехотного Екатеринбургского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка. Лодзь, 1907.

4) Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти. Екатеринбург, 2000.

5) 7. Доложено заявление... // Журнал Екатеринбургской Городской Думы за первую половину 1896 г. Екатеринбург, 1896. С. 138-139.

6) Gronczewska A. Military parish... 2011. https://parafiawojskowa.pl/historia-parafii

#Польша

#Лодзь

#Ченстохов

#Lodz

#Parafia wojskowa

#Czestochowa

#Военная история

#католические иконы

#уральская вера

#храмы и часовни Урала

#37 Екатеринбургский пехотный полк

#Санкт-Петербург

#православие на Урале

#католицизм