На футбол, разумеется. Рискованных болельщиков в 1933 году сфотографировал Иван Шагин.
Первый электрический трамвай был пущен в Москве в 1899 году, и до революции катание на подножке еще не было особенно распространено. Однако после 1917 года население Москвы резко увеличилось, так что трамваев уже не хватало на всех. Вагоны ходили переполненными, и те, кому не доставалось места внутри, пристраивались на «хвосте» или на подножке сбоку.
«Хвост» за последним вагоном из-за его изогнутой формы еще называли «колбасой», а тех, кто на нем ездит, соответственно – «колбасниками». Считается, что отсюда и возникла поговорка «катись колбаской по Малой Спасской».
Безусловно, далеко не все «колбасники» цеплялись к трамваю снаружи исключительно по вине обстоятельств, многие просто стремились проехать бесплатно, а для детей это было еще и развлечение.
Образ таких нарушителей неоднократно появлялся в литературе и кинематографе первой половины XX века. Например, в фильме Льва Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» 1924 года на «хвосте» уехал вор с портфелем главного героя, а в «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца так перемещался по городу один из постаревших школьников.
И конечно же в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на подножке был вынужден проехать Кот Бегемот: «…лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник».
А вы помните еще какие-нибудь книги или фильмы, где герои вот так катались на общественном транспорте?