Найти тему
Матрица ШУРА

Социальный капитал бизнеса

Эта статья не только про капитализм, а для капиталистов. И про то, что вне бизнеса, а не внутри него. Социальный капитал (СК) бизнеса — это набор ресурсов, норм, связей и взаимодействий, которые предприниматель или компания могут использовать для достижения своих целей. СК важен и для построения гражданского общества, но разумно используется для создания и развития бизнеса.

Давайте определим основные понятия СК по Матрице ШУРА.

Определение и составляющие СК:

Донор: Лицо или организация, предоставляющая материальные или нематериальные ресурсы.

Реципиент: Лицо или организация, получающая ресурсы или поддержку от донора.

Ресурсы: финансовые, материальные, информационные, социальные.

Плата: Взаимная выгода или возврат услуги между участниками, чувство гордости за след в истории/помощь хорошим людям/развитие бизнеса.

4 вида СК по степени близости:

1. Семейный капитал основан на связях внутри семьи или родственников. Семья может распасться.

2. Дружественный капитал основан на личных дружеских связях. С друзьями бывают ссоры.

3. Профессиональный капитал основан на профессиональных связях и сетях. Тут важно все договоренности оформлять на бумаге, а также своевременно их пересматривать.

4. Общественный капитал основан на связях с общественными организациями, медиа, государством и обществом в целом. Конечно, в Западной Европе, в отличие от СНГ он выше. Это чаще всего неформальные отношения для бренда бизнеса, поскольку договорённости обычно не закреплены, кроме решений органов власти или договоров с ними.

Первые два вида – узкий, вторые – широкий СК. Бондинговый СК присущ закрытым и однородным сообществам, объединяя их или помогая взаимодействовать внутри. Бриджинговый СК свойственен открытым и разнородным сообществам, объединяя их или способствуя взаимодействиям вне. Бриджинговый СК развит в Скандинавии.

Риски широты СК: потеря контроля над информацией, зависимость от определенных связей, распыление усилий, забывание полезности. Меры: сокращение контактов, обновление сети, концентрация на наиболее значимых контактах.

Риски узости СК: ограниченный доступ к ресурсам, ограниченные возможности для роста. Меры: активное расширение сети контактов, участие в различных сообществах и выбор единомышленников.

Добросовестная кооперация:

создает доверие и взаимопонимание, поскольку основана на сотрудничестве, взаимной поддержке и уважении.

позволяет обмениваться ресурсами и опытом.

содействует развитию СК и созданию благоприятной атмосферы для совместной работы.

повышает синергию и результаты бизнеса.

Выгоды участия бизнеса в бизнес-союзах:

- Бизнес-союзы помогают компаниям объединять усилия для достижения общих целей, обмена опытом и ресурсами.

- Участие в сообществах позволяет компаниям укрепить свою репутацию, расширить сеть контактов и получить доступ к новым возможностям.

- Защита интересов от мошенников и бандитов разного рода, формирование общественного мнения.

- Подтверждение авторитета и силы, рекомендации новым потенциальным партнёрам на основе доверия.

Уровни СК:

1. Региональный

2. Отраслевой

3. Страновой

4. Международный.

Всё зависит от текущего масштаба, условий и перспектив вашего бизнеса. Соответственно ваш бизнес или вы как его представитель может быть членом одного или нескольких сообществ – регионального, отраслевого, странового или международного.

Формы СК:

1. Экспертиза бизнес-идей и советы.

2. Гранты как частичная компенсация затрат на проект.

3. Заказы и долгосрочные контракты. Совместные закупки и продажи.

4. Инвестиции и сотрудничество. Совместное привлечение новых партнёров.

4 этапа построения:

1. Установление связей: начало формирования сети контактов.

2. Укрепление отношений: от изучения к взаимопониманию.

3. Использование ресурсов: активное использование связей для достижения целей.

4. Поддержание связей и обновление сети контактов.

Можно переформулировать иначе – от знакомств к партнёрствам.

4 инструмента/способа построения:

1. Участие в профессиональных сетях и мероприятиях: конференции, семинары, бизнес-встречи и неформальные вечеринки.

2. Использование социальных медиа для расширения контактов.

3. Волонтерство и благотворительность для укрепления связей.

4. Обмен полезной информацией и ресурсами, активное общение и обмен информацией с партнерами и коллегами.

СК в разных странах:

- Развитые страны обладают развитой инфраструктурой для формирования социальных сетей (Дания, Новая Зеландия).

- Неразвитые страны могут столкнуться с ограниченными возможностями для формирования социального капитала из-за недостаточной инфраструктуры и доступа к ресурсам (Пакистан, Индия).

Компании с большим СК:

- Google активно развивает свои профессиональные сети и участвует в различных образовательных и технологических проектах.

- Starbucks известен своим общественным капиталом через программы социальной ответственности и участие в благотворительных мероприятиях.

Выводы и советы:

- Развивайте разнообразные виды СК для улучшения эффективности бизнеса.

- Будьте активными участниками профессиональных сообществ и организаций.

- Управляйте рисками социального капитала, разнообразя контакты и постоянно обновляя сеть. Проверяйте, а затем доверяйте

- Будьте не только донором, но и реципиентом. Благодарите за поддержку (отчеты, отзывы, публичность, желание внести свой вклад).

Социальный капитал играет важную роль в создании, сохранении и развитии бизнеса, помогая компаниям расширять сеть контактов, получать доступ к новым возможностям и поднимать свою позицию на рынке.

Рост вашего личного СК связан с навыками ведения бизнеса и управления маркетингом. Если вы – авторитетный ментор, вы уже обладаете ценным ресурсом и можете его транслировать онлайн, создавая группы в соцсетях. Если вы – успешный бизнесмен, приглашайте к себе медиа, чиновников, клиентские группы и даже конкурентов по обмену опытом и для формирования взаимовыгодных связей.

Если Вы - новичок, учитесь, консультируйтесь и стройте планы своего будущего не в одиночку. Потому что, например, солидные инвесторы, предпочитают вкладывать в стартапы не с одним, а двумя учредителями.

Подробно #бизнес и #маркетинг изучите в курсах Витебского бизнес-центра по методике «Матрица ШУРА» – http://матрицашура.бел

Подпишись сам и рекомендуй друзьям https://dzen.ru/matrixsura

Леонид ШУР

директор

ОДО "Витебский бизнес-центр"

https://vk.com/vitebsk_business_center

https://www.youtube.com/@matrixsura

+375 (29) 713-83-94 (MTC, Viber, WhatsApp)