Источник ссор в семейной жизни
«К своим надо относиться так же, как и к чужим, только еще лучше». Не помню, где выцепила эту фразу, но она мне нравится очень.
Он идет с другом в бар, выхватывает у того из рук телефон, начинает требовать рассказать, с кем тот переписывается, оскорбляет, повышает голос. Она называет своего преподавателя ничтожеством за то, что тот отменил занятие на прошлой неделе. Он кричит на коллегу на работе за то, что та пролила несколько капель чая на пол, называет ее «дурой криворукой».
Можем представить такие ситуации? Ну технически можем, наверное, но выглядеть они будут очень странно и неуместно. Потому что такая агрессия как будто уместна только… где? Стоп. Правильно - в семье. Или в паре.
Сколько агрессии мы можем выливать на романтического партнера, на супруга или супругу, на собственного ребенка! Чаще всего мы не позволим ничего подобного в адрес менее близких людей.
Иногда я работаю с парами клиентов. И часто проверяю один важный аспект: общаются ли эти люди друг с другом и с детьми на том же уровне тепла и уважения, как со своими знакомыми или друзьями. И часто оказывается, что нет.
Человек может быть мил и вежлив с приятелями, коллегами, подчиненными, студентами. Но как дело доходит до общения со своей второй половиной - его как черти подменяют. Холод, отвержение, борьба за власть под девизом «ни за что не сделаю, как ты хочешь, даже если сам этого хочу», контроль, наказывающе-манипулирующее поведение. Про контакт с детьми и говорить не приходится - там все то же самое, только помноженное на власть и ожидания.
Иногда оно все настолько воспринимается как норма, что даже вопроса не возникает, почему оно так все. А его стоит задать. Потому что в качестве ответа обнаружатся залежи бессознательных реакций. Чем ближе нам человек, тем больше мы на него громоздим бессознательного: и ожидание идеальности, и требование восполнить нашу недолюбленность, и ожидание западла и причинения боли.
Наш внутренний зверь имеет три черты: он ненасытен, агрессивен и очень испуган. Дальние люди зверя не будят - они достаточно далеко, чтобы маска социальной вежливости держалась настолько хорошо, что мы аж сами начинаем в нее верить. Ближние же люди слишком близки, и маска падает. Вылезает требовательность: «Долюби меня! Будь идеален!». Лезет агрессия: «Я сделаю из тебя то, что нужно мне, я прогну тебя под свои условия!». Выпрыгивает тревога: «Оттолкну тебя, даже если ты мне дорог, иначе ты станешь мне нужен - и сделаешь мне больно».
И сколько потом их, этих ситуаций, про которые постфактум чешут затылок: «Блииин, я и не знал, что настолько больно тебе делал». А откуда бы ты знал, если гасил ближнего человека с ноги в зверином запале, не соображая ничего?
И вот чтобы этого не было, нужно осознавать своего внутреннего зверя - и беречь от него ближних. Не виноватить. Не отвергать. Не требовать золотых гор. Беречь, беречь и еще раз беречь. Говорить о своих чувствах друг другу. Говорить о своей боли без скрытых попыток сделать другому больно в отместку. И в любом конфликте стремиться найти золотую середину, в которой всем будет хорошо.
В конце концов, мы окружены смертными людьми. И сами смертны. Ни мы, ни наши ближние не вечны.
А мы иногда имеем наглость себя вести так, будто все мы вечны.