Он был одним из тех, кто сделал всё, чтобы во время войны с Гитлером на Дальнем Востоке для Советского Союза не образовался бы ещё один фронт. На протяжении десяти лет, начиная с 1941 года генерал-полковник Сергей Гоглидзе руководил органами Госбезопасности в этом регионе и Хабаровском крае. Ему противостоял опытный и очень опасный противник, предатель Генрих Люшков.
Тот создал в Маньчжурии, Приамурье и Приморье развитую сеть разведки. Шпионско-диверсионные отряды формировал в первую очередь из белоэмигрантов. Чтобы централизованно противостоять японцам, всю резидентурную сеть в Шанхае, Харбине и ещё нескольких городах передали в непосредственное подчинение Гоглидзе.
Он организовывал работу в триединой задаче: не допустить перехода напряжённой обстановки с Японией в горячую фазу, работать на развитие противостояния Японии с Великобританией и США, через оперативные игры создавать у Японии впечатление о значительных возможностях советских войск на Дальнем Востоке.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
На реках почти каждый день гремели выстрелы. Японцы изощрялись в провокациях. Много численные японские военные миссии, обосновавшиеся в маньчжурских городах, управлялись из единого центра. Они были уверены, что на советской территории на них работает целая сеть шпионов. И благодаря этому японцы должны будут узнать тот момент, когда военные силы Советского Союза перебросят на западный фронт. Вот тогда и можно будет задействовать план императорского генштаба «Особые маневры» по наступлению Квантунской армии на советские земли.
Но…нужной информации японцы так и не дождались. Вся сеть их информаторов на советской стороне Амура была поддельной, построенной усилиями…Гоглидзе. Соответственно, вся передаваемая японцам информация была ложной. На запад действительно уехало несколько десятков дивизий, только Сергей Арсентьевич был в числе тех, кто приложил немалые усилия, чтобы это не стало известно японской разведке.
Он также создавал подполье и в советском тылу, и в японском. На случай военных действий Гоглидзе в обстановке строжайшей секретности формировал и организовал обучение будущих партизанских отрядов. Под его руководством была создана немалая сила – 173 военных формирования из числа местных жителей. Все они были обучены, экипированы и вооружены. Имелись штабы в крупных городах и поселениях. Поэтому в случае появления войск японцев на нашей территории могли дать серьёзный отпор.
На другой стороне Амура Гоглидзе сумел организовать подполье, готовое к сопротивлению, из бывших белогвардейцев. Многие из них оставались патриотами пусть не власти, но Родины. И были готовы бороться, если японские оккупанты попытаются завоевать земли их предков. Участвовали в противостоянии японцам и китайцы.
По итогам наступательной операции Красной Армии в Маньчжурии главный чекист Дальнего Востока Сергей Арсентьевич Гоглидзе был награждён полководческой наградой – орденом Кутузова II степени. Это был единственный случай, когда ею наградили сотрудника спецслужб.
В 1951 году Сергей Арсентьевич был назначен в центральный аппарат спецслужбы. После расправы над Берией он попал «под каток» клеветнической кампании в отношении чекистов. Лишён всех наград и званий. К концу 1953 года по быстро «состряпанному» делу был осуждён к высшей мере наказания.
Сергей Арсеньтьевич Гоглидзе реабилитирован в 2004 году.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.