Испытывая радость, злость или разочарование, человек не знает, почему та или иная эмоция появилась. И в этом смысле каждый человек сам себе не знакомец. Чем лучше ты себя знаешь, тем чаще ты идёшь в правильную и выгодную для себя сторону.
Один из самых эффективных способов познакомиться с собой — это понимание собственных эмоций. Всем уже набила оскомину мысль, что эмоции — это порождение лимбической системы. Но это взгляд физиологический, а есть взгляд функциональный.
Функции эмоций:
1. Эмоция — это сигнал, это мотивация, это руководство к действию. Не всегда нужно выполнять это руководство. Но об этом чуть позже. Почему этот сигнал возникает? Если напряжение в психике возрастает, то она нам сигнализирует об этом при помощи отрицательных эмоций. Если голова расслабляется и напряжение снижается, то голова сигнализирует об этом через положительные эмоции.
Таким образом, человек получает руководство к действию. Голова ему как бы говорит, «Туда не ходи, сюда ходи». Возникает вопрос, почему туда не надо, а сюда надо? Дело в том, что во главе угла стоят потребности и квазипотребности.
Когда потребности удовлетворяются, естественно, напряжение в психике снижается. И голова как бы подкрепляет наше поведение, которое привело к удовлетворению потребности при помощи положительных эмоций. И наоборот, когда потребность фрустрирована, для того чтобы заставить человека что-то делать, то есть выживать как особь или как вид, мозг даёт почувствовать отрицательные эмоции, создавая целесообразность для поведения. Негативные эмоции, своего рода «волшебный пендель» получаемый нами от бессознательного. Мучая нас отрицательными эмоциями, голова заставляет делать то, что необходимо для более качественного выживания.
Возникает вопрос, почему же тогда не все действия одинаково полезны? Почему эмоции иногда приводят к истерикам и к неэффективному и даже вредному поведению?
2. Дело в том, что при помощи эмоций человек может регулировать напряжение в голове. То есть, когда напряжение достигает критических величин, через бурное проявление эмоций, голова сбрасывает критическое напряжение, выпускает пар и таким образом спасает психику от перегрузки, от стресса. Но в конечном счёте, несмотря на тактическую выгоду, истерика — это всегда стратегический проигрыш.
Да, в моменте, за счёт сбрасывания пара и сознательному, и бессознательному становится легче, но в конечном итоге теряется мотивация, человек не воспроизводит поведение, направленное на удовлетворение потребностей, вопрос не решается. Напряжение в голове повышается вновь, опять доходит до критичных величин, и в результате человек попадает в замкнутый круг истерик, обезображенный постоянной фрустрацией от неудовлетворённых потребностей.
3. И, наконец, третья составляющая эмоциональной жизни — это коммуникация. Дело в том, что наше общения друг с другом всегда существует на двух уровнях. На информационном и эмоциональном. При помощи вербальных и невербальных проявлений я могу передавать информацию, но также я могу передавать и эмоции.
Чем люди дальше друг другу, тем больше в их коммуникации информационная составляющая. Но чем они ближе, тем значимее становится эмоциональный аспект общения. По сути дела, вся прелесть коммуникации в обмене эмоциями, прежде всего положительными. Обмен эмоциями и обмен жидкостями – вот и вся любовь. Именно поэтому отсутствие общения на эмоциональном уровня или преобладание негативных эмоций делает всех членов семьи несчастными.
Однако эмоции могут быть и опасны. Хорошо, когда чувства по шкале от 0 до 10 не превышает 7. Тогда негативные эмоции мотивирует, а положительные делают счастливым. Но когда эмоции по своей интенсивности приближаются к максимуму, то есть к 10, это
А) стресс,
Б) астения (обессиливание, усталость)
для нашей психики. Такие эмоции полностью овладевают человеком, начинают управлять поведением. Причём, к сожалению, как я уже говорил, поведение, подчинённое эмоциям, как правило направлено на достижение тактических целей. Но стратегически сильные эмоции приводят к проигрышу, а иногда и экзистенциальным трагедиям (Ромео и Джульетта).
Как же понять: прислушиваться к эмоциям или нет? Необходимо задать себе вопрос: то что я хочу сделать (или наоборот не хочу), стратегически приведёт к тому, что жизнь улучшится или наоборот ухудшится? Завтра я себя поблагодарю или возненавижу? А после завтра?
Например, человек не хочет идти на работу. Сложно конечно себе такое представить, но давайте хотя бы попытаемся. Ему сейчас от этого будет хорошо? Безусловно! А завтра, от того что он недополучит денег или его уволят? Воооот… Если стратегически невыгодно, то, к сожалению, нужно закусить губу и действовать вопреки эмоциям. В результате от того, что стратегические потребности будут удовлетворены положительных эмоций будет больше, чем отрицательных. Однако, если есть четкое понимание, что эмоциональный дебет с кредитом не сходятся то нужно признать ошибку, поменять поведение, иногда даже жизненный уклад и прислушаться к тому, что говорят эмоции.
Но что значит прислушиваться? Это значит пойти у эмоций на поводу? Например, если кто-то разозлил, нужно выхватить пистолет и его убить? Конечно же нет, как минимум потому что в результате поймают и посадят. Поэтому придется учиться отреагировать эмоции созидательно. Как это делать?
Для того, чтобы отреагировать эмоцию, нужно её назвать. То есть нужно понять, что ты чувствуешь. Работая с людьми, я постоянно сталкиваюсь с тем, что у многих отсутствует умение определять собственные эмоции.
Например, мы обсуждаем сон, я спрашиваю, что вы чувствовали. Человек отвечает: «комфорт» или «дискомфорт». Но назвать конкретную эмоцию удается с трудом, потому что нет навыка понимать, что ты чувствуешь. Однако назвать эмоцию недостаточно. Для того, чтобы научиться выражать эмоции созидательно, нужно запомнить три простых правила.
1. Во-первых, выражение эмоций должно быть преимущественно поведенческим. Я не утверждаю, что нельзя проговаривать свои чувства. Можно один раз сказать «мне это нравится» или наоборот «мне это не нравится». Но если ты видишь, что твои слова ни к чему не приводят, а с вероятностью 99% так и будет, не стоит превращаться в попугая. Придется выражать эмоции через поведение. К сожалению, слова не являются руководством к действию для окружающих нас людей. Голова не понимает слов, зато она прекрасно понимает поведение.
2. Второе — отреагирование эмоций должно быть направлено на первопричину. Конечно можно отреагировать злость на начальника через наказание ребенка, но это крайне глупо и неэффективно. Так как эмоция будет направлена не на первопричину – в жизни ничего не улучшится. Напомню, что негативные эмоции — это всегда сигнал о том, что нужно что-то менять, что потребность не удовлетворена.
3. И, наконец, третий момент — выражение эмоций должно быть регулярным. Систематическое выражение эмоций дает гораздо больше шансов на изменения, чем одномоментное. Если на меня орёт начальник, и я систематически ищу новую работу, то шансы поменять эту ситуацию достаточно велики. Так как время работает на меня. Если же я сдерживаю эмоции, никак не выражаю их на уровне поведения, то в результате в один прекрасный день чаша терпения переполнится и произойдет взрыв. Я хамлю, высмаркиваюсь в занавески, мочусь в фикус и/или пишу заявление об уходе. В результате «Пойдешь с сумою по дворам, гоним жестокою судьбою…». А всё от того, что человек не выражал эмоции регулярно.
В заключение хочется пожелать: постоянно совершенствовать навык выражения эмоций созидательно и организовать жизнь так, чтобы в ней преобладали эмоции со знаком «плюс».
P.S. Задавайте вопросы в директ или в телеграм doctor_vainer.
Ответы – в эфире, в четверг, в 17:00 Мск, в YouTube doctorvainer.
#психология #психолог #психотерапевт #докторВайнер #эмоции #чувства #эмоцииребенка #эмоцииичувства #эмоцииналицо #эмоциирядом #эмоциивсерешают #эмоциипереполняют