Не секрет, что во многих профильных школах либо делают отдельное вступительное испытание, проверяющее общую эрудицию, либо включают соответствующие задания в экзамены по другим предметам гуманитарного или даже естественнонаучного и математического цикла.
Например, вчера мы с коллегами смотрели варианты вступительных испытаний в Аничков лицей СПб за прошлые годы. Так вот, одно из заданий - вроде бы, чисто математика/физика - но там для правильного решения требуется сообразить, что в окнах представленных на картинке зданий - двойное остекление. Об этом ничего не говорится в условии, но посчитать общую массу стекла без этого не получится. Вернее, получится, вот только ответ будет отличаться от правильного ровно в 2 раза!
В другом варианте, прежде чем произвести расчет, школьник должен хотя бы примерно представлять численность населения Китая и (!) каков процент девятиклассников от общего количества жителей.
А чтобы пройти метапредметное тестирование в Лицей НИУ ВШЭ, помимо умения работать с информацией, школьник должен ориентироваться научной терминологии из самых разных областей знания. Например, в демоверсии последнее задание подразумевает, как минимум, различение уныния и депрессивного расстройства.
Проблема в том, что "прокачать" конкретный предмет гораздо проще, чем общую эрудицию, границы которой слишком широки и неопределенны.
Но что-то же надо делать...
Понятно, что общая эрудиция - это результат любознательности, чтения художественной и научно-популярной литературы, просмотра познавательных передач. Это не разовая "акция", а планомерный процесс, который должен быть запущен в детстве.
Но надо же с чего-то начинать...
Я предлагаю несколько вариантов, из которых каждая семья выберет свой. Важно! Ни один из вариантов не будет работать, если в него не вовлечены родители (или хотя бы кто-то из членов семьи). Потому что эрудиция рождается, в первую очередь, из образа жизни. А образ жизни обеспечивает семья.
📺 Выбрать и совместно смотреть познавательные передачи. Не важно, по телевизору или это будут интернет-СМИ. Выделить на это время, чтобы вместе смотреть, обсуждать. Именно такой совместный просмотр "заражает" детей любознательностью.
Например, в моем детстве мы смотрели "Клуб кинопутешествий", "В мире животных", "Очевидное-невероятное". А сейчас коллеги удивляются: "Откуда ты это знаешь?!"
* Но учтите, сам по себе ребенок опять же ничего серьезного смотреть не будет - "скатится" в короткие ролики...
📚 Семейное чтение. Чтение вслух. Ребенок не будет сам читать познавательную литературу. Да и художественную тоже, помимо школьной программы, дети читают редко. А если и читают, эта литература часто "не дотягивает" до познавательной. Но вот ради получаса с мамой ребенок будет готов терпеть... Сначала терпеть. Потом привыкнет. Потому что серьезное чтение - привычка.
🤷♀ Что читать?
👉 Множество знаний об окружающем мире можно почерпнуть из приключенческих романов Жюля Верна. "Таинственный остров", "80 дней вокруг света", "Пять недель на воздушном шаре", "Дети капитана Гранта" - это просто кладезь информации из самых разных сфер жизни - от физики до географии.
* Советую в процесс чтения перепроверять информацию с точки зрения современной науки.
👉 Детские энциклопедии - еще один недооцененный клад. Многие родители эти энциклопедии покупают и ставят на полки с учебниками, где они благополучно пылятся, потому что даже для докладов ребенку гораздо проще использовать интернет. Так вот, чтобы не пылились - читайте вслух. Обсуждайте. Спорьте. Не обязательно читать подряд. Устройте "гадание": пусть ребенок загадает страницу, а вы прочитаете, потом поменяйтесь.
* Мы, например, вчера прочитали про панголинов. А вы знали, что они - ящеры (это такой отряд млекопитающих 😰)?
👉 Выпишите детский познавательный журнал по возрасту. Сейчас можно начать подписку с любого месяца. Но! Важно не просто выписать, а опять же - ввести в свой распорядок дня изучение, решение заданий. Иначе, как мы все понимаем, такой журнал будет множить не знания, а количество пылящейся макулатуры в доме.
*Примеры таких журналов - нежно мной любимый "Лучик" (для любого возраста), "Думай", "Юный эрудит".
🗺 Экскурсии. Особенно летом. Выберите несколько экскурсий по времени и бюджету. Совершенно не обязательно лично отправляться на Тибет или нырять в Красное море. Во-первых, в вашем городе и поблизости наверняка есть неисследованные места. А во-вторых, сейчас современные технологии позволяют совершать виртуальные экскурсии. И такие есть практически по каждому музею мира. Чтобы "увидеть" Лувр, не нужно иметь загранпаспорт и визу, достаточно доступа в интернет 🛜.
Это требует ⏳времени и 👩👦👦👨👧вовлеченности. Я и не обещала, что будет легко. Зато будет интересно!
А для начала советую спланировать такие мероприятия совместно с детьми. Просто поставьте ребенка перед фактом: летом мы каждый день по полчаса читаем что-то познавательное. Но выбор конкретных книг и тем обсуждается. И/или мы каждую неделю смотрим по одному выпуску...
🚙 Спланируйте совместные походы и поездки. А ребенку можно поручить разработку маршрута, поиск сопутствующей информации (например, о достопримечательностях).
Думаю, что многие сейчас будут 😭 разочарованы: искали информацию, как прокачать эрудицию за лето, а тут - снова-здорово - читай с ребенком! Но увы, современные технологии пока другого метода не придумали... Даже электронные энциклопедии невозможно "загрузить" напрямую в мозг.
👍 Если же время слишком дорого, можно еще записать* ребенка на лето в группу "Метапредметная и читательская грамотность", где мы не просто учимся читать, а разбираем тексты на самые разные темы, так что эрудиция "прокачивается" автоматически.
* это не отменяет всех предыдущих советов и может рассматриваться только как хорошее дополнение.